Святой Псеглавец

Однажды, гуляя по Ярославлю, я зашел в Сретенскую церковь, расположенную в самом центре города. На южной стене, рядом с иконостасом, моему изумленному взору предстала внушительных размеров новонаписанная икона святого-воина с головой пса, окруженной нимбом. Шел 2001 год. Святого звали Христофор.

Вернувшись в Петербург, я принялся за исследование столь поразившего меня феномена церковного искусства. Надо ли говорить, что ничем иным, как очередным языческим рудиментом в православии, он мне тогда не казался. Исследование постепенно сложилось в дипломную работу, основными выводами из которой мне бы и хотелось поделиться с читателями.

В своей работе я попытался выяснить, имеет ли подобное изображение основание в церковной традиции, или, говоря другими словами, является ли оно каноническим.

Для этих целей мною были исследованы многочисленные агиографические, литургические, исторические, археологические, искусствоведческие и литературные памятники и источники. Так, например, мною были исследованы и сопоставлены греческие, славянские, латинские (в т.ч. и ирландское) «Жития» святого Христофора датируемые, начиная с VIII-го века. Мне также удалось собрать огромный иллюстративный материал, включающий в себя десятки изображений псеглавого святого, самое раннее из которых датируется VI—VII веками. Обилие подобных изображений святого убеждает в неслучайности такого рода иконографии. Итак, что же можно сказать о столь странном святом?

1. Святой Христофор исторически существовал (что уже немаловажно!) и принял мученическую кончину во времена гонений на христиан 303—313 гг. императора Диоклетиана и его соправителей. И хотя «Жития» святого называют императора-гонителя Декием (или Дагнусом) (249—251 гг. правления), однако, название воинского подразделения, в котором служил св. Христофор, а также, кстати, и св. Феодор Тирон (+ок.306 г.), сохраненное в древних «Житиях» святого и расшифровываемое как 3-я Мармаритская когорта Валерия, прочно и исторически достоверно связывает св. Христофора со временем имп. Диоклетиана, чье полное имя было Гай Аврелий Валерий Диоклетиан. А имя Декий может быть искажением имени Максимина Дазы (или Дайи), соправителя Диоклетиана, ставшего цезарем в 305 г. и жестоко преследовавшего христиан в Сирии и Египте. В греческих же «Житиях» вообще игра слов: Декий—дектикос, т.е. «вместилище»(здесь: «вместилище дьявольских сил»).

2. Культ св. Христофора документально прослеживается уже с V века. Так в Халкидоне, в 450 году, епископом Евлалием была воздвигнута церковь в его честь. Св. Ремигий Реймский (+532 г.), согласно своему «Житию», похоронен в небольшой церкви св. Христофора; папа Григорий Великий (+604 г.) в одном из своих писем, говорит о монастыре в честь св. Христофора; монастырь (женский) в честь св. Христофора упоминается и в «Житии» св. Феодора Сикеота (+613 г.); Бревиарий и Миссал, приписываемые авторитету св. Исидора Севильского (+636), содержат службы в честь св. Христофора, текст которых перекликается с текстами ранних греческих и латинских «Житий» касательно «ужасающего вида святого»; Менологий св. Беды Достопочтенного (+735) содержит краткое «Житие» св. Христофора. В IX в. сирийский гимнограф св. Феофан Начертанный (+847) составил службу св. Христофору и пророку Исаии (обоим один канон), которая и поныне содержится в греческой и славянской Праздничных Минеях (9 мая по стар. стилю). Бенедиктинский монах Ратрман (+868 г.), в своем знаменитом «Послании о кинокефалах», рассуждая о том, возможно ли считать кинокефалов людьми (потомками Адама), ссылается, в качестве примера, на св. Христофора. Существует также терракота VI—VII вв., на которой изображены св. Христофор-Кинокефал и св. Георгий.

Нужно также отметить, что имя Христофор до IV в. н.э. уникально. То есть больше нигде не встречается! Возможно, что это вовсе и не имя собственное, а почетное именование, как, например, Игнатий Богоносец—Теофор. В связи с этим представляет интерес наличие в современном Церковном календаре ещё одного святого с именем Христофор — святого мученика Христофора Никомидийского (19 апреля по стар. стилю). О нем почти ничего не известно (его нет в древних календарях), кроме того, что он был копьеносцем императора Диоклетиана (резиденция которого как раз и находилась в Никомидии) и вдохновленный примером св. Георгия (23 апреля по стар. стилю)(+304 г.), отказался от воинской присяги, исповедал себя христианином и был казнен в 303 году. Столь скудные данные, а также совпадение столь редкого имени и времени мученичества (правление Диоклетиана) заставляют предположить, что речь идет об одном и том же святом. Подобная контаминация (смешение) в Житийной литературе не редкость. Примеры этого можно найти в «Полном Месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского).

В X—XV вв. почитание св. Христофора достигает огромной популярности, особенно на Западе, где в XIII в., в связи с эпидемиями чумы, он был включен в состав «14 святых помощников» — группы особо почитаемых святых. Однако, и на Руси подобная «специализация» святого Христофора имела место. Так, в Новгороде в чумную эпидемию 1552—1553 гг., по повелению Ивана Грозного новгородским архиепископом Серапионом возводится церковь в честь Св. Христофора, который во всем христианском мире считается защитником от заразных болезней.

3. Касательно внешнего вида святого. Согласно ранним латинским, греческим и славянским Житиям, святой Христофор (до крещения его имя было Репрев, от латинского reprobus — отверженный, негодный) был чужестранцем огромного роста с ужасающей наружностью. Он происходил из страны кинокефалов и антропофагов (т.е. псеглавцев и людоедов) и имел песью голову. Есть, однако, и локальные вариации легенды, говорящие, что святой, будучи благочестивым юношей красивой наружности, сам в молитве испросил себе у Бога голову пса (дабы более не смущать местных девушек своей красотой). Это т.н. «Кипрская легенда».

Фантастическое изображение дальних стран. Рисунок Себастьяна Мюнстера. Универсальная космография

4. Касательно кинокефалов. Античная и средневековая космография многократно описывает кинокефалов и помещает их, вместе с другими экзотическими существами, на периферии ойкумены. Этому, кстати, соответствует и тот факт, что св. Христофор был из североафриканского племени мармаритов. Кинокефалы упоминаются у таких известных античных и средневековых писателей и путешественников, как: Геродот, Диодор Сицилийский, Элиан, Страбон, Лукиан, Павел Дьякон, Марко Поло, Христофор Колумб и др. А также в Скандинавских сагах, фольклорных произведениях и в апокрифической христианской литературе. Кинокефалов встречал в Индии Александр Македонский, с ними бились король Артур и войска Чингисхана. Кинокефалы знаменуют собой апокалиптические народы Гога и Магога. Следует отметить и тот факт, что кинокефалы нашли свое место и в средневековой картографии. Это, например, карты Генри Майнского XI в., Джервеза Тилбурского XIII в., знаменитая Герефордская карта Рихарда фон Гольдингама XIII в. и др.

5. Восточная (православная) иконография, вплоть до наших дней прочно удерживает псеглавые изображения святого Христофора, несмотря на отдельные попытки запретить их как «оскорбительные». Так, в 1722 г. «протестантствующий» Синод при Петре I, опираясь на определения Большого Московского Собора 1667 г., издает указ, запрещающий целый ряд икон «противных естеству, истории и самой истине». В т. ч. и иконы св. Христофора с песьей головой. Однако, в русских Иконописных Подлинниках, собранных и опубликованных Ф. Буслаевым, мы находим указания иконописцам, как писать образ св. Христофора: «Глава песия, во бранех, крест в руке, а в другой меч в ножнах». И ещё: «Млад, как Димитрий, риза бакан, испод празелен. А инде пишется: песья голова, волосы по плечам, как у девицы: вооружен в доспехе; в правой руке крест, а в левой копье; а копье у него процвело; риза багор красен, испод лазорь».

Изображения псеглавца могут вызывать (и вызывают!) зрительные ассоциации с изображениями египетского бога Анубиса, в частности, с его изображениями римского периода, когда Анубис часто изображался в одеянии римского легионера. Многие исследователи, особенно искусствоведы, так и считают св. Христофора христианизированной «ипостасью» египетского бога Анубиса.

Нужно сказать, что св. Христофор не единственный святой, изображаемый с головой пса. В музее Коптского искусства в Каире есть икона XVIII века, на которой изображены двое псеглавых святых — Ахракс и Аугани. Также можно вспомнить зооморфные изображения евангелиста Луки с головой быка и евангелиста Иоанна с орлиной головой, выполненных в манере, напоминающей нам древнеегипетские изображения зооморфных божеств.

Св. Христофор. Гравюра А. Дюрера (1511 г.)

Западная же иконография и живопись, опираясь на «Золотую Легенду» (XIII в.) и буквальное понимание имени святого Христофора — Христоносец, изображает его великаном с младенцем Иисусом на плечах. Этому же иконописному типу, к сожалению, следуют и современные греческие иконописцы. Огромный рост святого отмечен и в древних «Житиях», а «Золотая Легенда» говорит, что Христофор был ростом 12 локтей (около 5,4 м.). На Западе в церквях и соборах распространены изображения св. Христофора «в полный рост» — до 6 и более метров в высоту. Например, фреска XIV века в соборе св. Николая в Тревизо, Италия. Интересно, что на Востоке почитается монах-пустынник VI в. по имени Христофор (30 августа по стар. стилю), о котором в его «Житии» сказано, что он был «большого роста».

6. Итак, можно сказать, что образ кинокефала носит двойственный характер, с изначальной тенденцией к демоническому ряду. В связи с этим, канонизация псеглавого святого может рассматриваться как (удачная) попытка освящения и включения в христианскую ойкумену (вот он, истинный экуменизм!) не только варварской составляющей, но и того, что лежит уже за ее границами, в пределах хаоса и смешения форм. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Примером сказанного является замечательная армянская миниатюра Пятидесятницы из Малатийского Евангелия XIII века, на которой можно видеть среди представителей «из всякого народа под небесами» (Деян. 2:5) и кинокефала. Таким образом, изображения (иконы) святого мученика Христофора-Кинокефала следует признать каноническими и основанными на древнем «Житии» святого. И в заключение хотелось бы привести стихиру из первой песни Канона святому мученику Христофору, где каждый христианин назван христоносцем (т. е. христофором):

«Приидите вси днесь, христоносцы,/
Христофора память, истины свидетеля Богомудраго,/
благочестно воспоим».

 

Журнал «Начало» №14, 2005 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.