Знак пророка Иезекииля

Видение Иезекииля (Иез 1). Гравюра из книги Шмуэля Айзенштадта «Пророки».

В Священном Писании Ветхого Завета нет более загадочного пророка, чем пророк Иезекииль. Из его книги известно, что он родился в Иудее, но на двадцать пятом году жизни был уведен в вавилонский плен, где и получил дар пророчества. Его книга полна странных, мистических видений.  Каждый стих, каждое слово полно глубочайшей тайны. Более того, как сказано в Еврейской электронной энциклопедии (eleven.co.il): «Аллегорические картины и символические образы видений Иехезкеля оказали огромное влияние на всю позднейшую еврейскую мистику. Видение «Божественной колесницы» (ма’асе меркава – 1:4-28) послужило одной из основ каббалистической литературы».

Однако почему же каждый раз, когда на Утрени совершается обряд Елеопомазания, вспоминаются слова пророка о знаке, наносимом на чело праведного человека? С трепетом мы становимся участниками этого обряда, при котором крестообразное помазание чела верующих освященным маслом означает излияние на них милости Божией. И как это соотносится с вышеупомянутым «знаком» пророка Иезекииля?

Собственно, слово «знак» в отечественной Библии часто приравнивается к слову «знамение», но не так в ТаНаХе. Слово «знак», встречающееся в 9 главе книги пророка Иезекииля, несет в себе тайну, которая не открывается после простого прочтения.  Стихи 9:2-6 повествуют о страшных и жестоких наказаниях народа, который впал в идолопоклонство:

  1. И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И пришли и стали подле медного жертвенника.
  2. И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца.
  3. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.
  4. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите;
  5. старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом.

В чем была причина столь жестокого решения? Если обратиться к предыдущей 8 главе, то можно прочесть обо всех языческих мерзостях, которые делал народ.  В своих видениях пророк увидел грехи Израиля. Иез. 8:9-10:

  1. И сказал мне: войди и посмотри на отвратительные мерзости, какие они делают здесь.
  2. И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом.

 Пророк видит на стенах храма изображения нечистых животных, дословно – скверных пресмыкающихся зверей и идолов. Согласно толкованию Александра Павловича Лопухина, возможно, сказалось влияние религии Древнего Египта. Всем мерзким тварям и идолам поклоняются старейшины, Иез. 8:11:

  1. И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафанов, среди них; и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится кверху.

Старейшины Израиля впали в грех идолопоклонства. Но далее пророк видит «еще большие мерзости»:

  1. И сказал мне: обратись, и увидишь еще большие мерзости, какие они делают.
  2. И привел меня ко входу в ворота дома Господня, которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе.

Женщины участвуют в языческом культе, посвященном Фаммузе. Но в ТаНаХе присутствует имя תַּמּוּז – Таммуз. Согласно книге Ю. Б. Циркина «Мифы Финикии и Угарита», Таммуз (шумерский Думузи) – вавилонский умирающий и воскрешающий бог. Шумерский бог Думузи был избранником богини Инанны. Смерть Таммуза (Думузи), его воскрешение, брак с богиней Инанной – все это сопровождалось, по словам архимандрита Никифора, непристойными действиями. После смерти божества «женщины начинали оплакивать смерть его; остригали волосы, надевали траур и в диком необузданном вое и с плачевными песнями сидели на земле. Когда же потом объявлялось возвращение его к жизни, плач изменялся на радость и тогда предавались веселию и безнравственным удовольствиям». Культ Таммуза-Думузи, умирающего и оживающего бога, продолжился и в греческой мифологии, это культы Диониса, Адониса, Персефоны.

И далее пророк видит, как священники поклоняются солнцу Иез. 8:15-16:

  1. И сказал мне: видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости.
  2. И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу.

Во внутренний двор храма, между притвором и жертвенником, могли входить только священники. Эти двадцать пять священников отвернулись от дома Божия и выказывают уважение к солнцу. Поклонение светилам – солнцу, луне – было распространено в древнем мире. В месопотамской религии Шамаш был богом солнца и справедливости, интересно, что на иврите слово солнце созвучно с именем этого бога – шемеш.

Таким образом, весь народ – священники, старейшины, женщины – впал в грех идолопоклонства, собрав всю «языческую мерзость» от востока до запада.  И Бог отвечает пророку, Иез. 8:18:

  1. За то и Я стану действовать с яростью; не пожалеет око Мое, и не помилую; и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их.

Глава 9 повествует о возмездии за идолопоклонство. Шесть человек, по мнению А.П. Лопухина, – это шесть ангелов в человеческом образе, которые осуществят наказание. Толкования о числовой символике начала этой главы соотносят число «шесть» с особой тяжестью прегрешения народа, ибо, например, для наказания Содома были посланы два ангела, для наказания жестокосердного фараона, по мнению некоторых толкователей, был послан один ангел. Число 6 – это сакральное число дней творения, у пророка – это число наказания. Но особым статусом был наделен человек «в льняной одежде». Как уже было сказано выше, в книге пророка каждое слово имеет глубокий смысл. Согласно указаниям Моисея, облачения священников должны изготавливаться непременно изо льна. Исх. 28:42:

  1. И сделай им нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней.

Лев. 16:3-4:

  1. Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение;
  2. священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их.

Лев. 16:32:

  1. ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним;
  2. это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.
  3. Очищать же должен священник, который помазан и который посвящен, чтобы священнодействовать ему вместо отца своего: и наденет он льняные одежды, одежды священные.

И, наконец, сам пророк Иезекииль так говорит о священных одеждах, Иез. 44:17-19:

  1. Когда придут к воротам внутреннего двора, тогда оденутся в одежды льняные, а шерстяное не должно быть на них во время служения их в воротах внутреннего двора и внутри храма.
  2. Увясла на головах их должны быть также льняные; и исподняя одежда на чреслах их должна быть также льняная; в поту они не должны опоясываться.
  3. А когда надобно будет выйти на внешний двор, на внешний двор к народу, тогда они должны будут снять одежды свои, в которых они служили, и оставить их в священных комнатах, и одеться в другие одежды, чтобы священными одеждами своими не прикасаться к народу.

Таким образом, в Священном Писании во многих книгах указывается на особенности облачения священника, а именно – только льняными должны они быть. Исходя из этого, можно предположить, что человек в льняной одежде с прибором писца есть Священник. Кем был этот таинственный Священник – существуют разные мнения, но одно можно понять – статус его был безмерно высок (Иез. 9:4):

  1. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.

Блаженный Иероним Стридонский. Фреска церкви Оньиссанти, Флоренция, 1480 год. Художник Д. Гирландайо.

Блаженный Иероним Стридонский, великий учитель Церкви, дает свои толкования: «Некоторые под шестью мужами разумеют шесть ангелов, повинующихся воле Божией, а под тем одним, который имел первосвященнические одежды, разумеют Спасителя, соответственно тому, что Он есть священник и ангел великого совета, и согласно со следующими словами: Ты иерей по чину Мелхиседекову (Псал. 109:4)» (Иероним Стридонский, «Толкования на Книгу пророка Иезекииля»).

Относительно действий этого таинственного Священника в ТаНаХе дословно сказано: «начерти знак». И здесь особого внимания заслуживает слово «знак». Какой знак был нанесен на чело человека? В ТаНаХе это слово написано так: תָו – тав. Но если обратиться ко всем словарям, то можно обнаружить, что это – наименование последней буквы алфавита иврита, а именно буквы ת, и смысловое значение этой буквы – знак. Таким образом, можно было бы подумать, что на чело праведных людей была нанесена буква ת, однако есть и другие мнения. В словаре О.М. Штейнберга «Еврейский и халдейский словарь к книгам Ветхого Завета» относительно буквы ת сказано следующее: «ת Тав (תָּו метка, крестик), последняя, 22 буква алфавита. … Первоначально она имела вид крестика (+, т) и в этом начертании она перешла в другие языки». Следовательно, графическое представление этой буквы претерпело изменение и ранее оно представляло собою крест. Изменение написания букв иврита произошло после вавилонского плена. Современное письмо называют «квадратным ассирийским письмом».  До вавилонского плена состав алфавита был тем же самым – 22 согласных буквы, но графика была иная. Древнейший алфавит, от которого произошли еврейская, арабская, греческая, латинская и ряд других письменностей, появился в X или XI веке до н.э. в Финикии.  Соседство с Финикией, с которой были близкие и даже родственные связи, способствовало распространению финикийского алфавита среди 12 колен Израиля. Этот алфавит (часто его называют «палеоивритом») просуществовал до Вавилонского пленения. Существует много изображений, как выглядел этот алфавит.  Вот одно из них.

На этом изображении видно, что последняя буква – Тав – имеет начертание в виде креста. Ричард Фридман в книге «Как создавалась Библия» пишет, что пророк Иезекииль был призван на служение в вавилонском пленении: «Подобно Иеремии, Иезекииль отправился в изгнание, только в отличие от него, вавилонское. В Вавилоне он создал книгу». Согласно этому утверждению, вполне возможно, что написание книги осуществлялось посредством палеоиврита. Утверждение, что на челах праведников, как знак спасения, начертался крест, высказывалось многими экзегетами. Уже упоминавшийся блаженный Иероним Стридонский в Толкованиях  на книгу пророка Иезекииля подробно проанализировал различные переводы: «Вместо знака, как перевели LXX, Акила и Симмах, Феодотион поставил самое еврейское thau, служащее у евреев последнею из двадцати двух букв, чтобы указать на совершенство ведения в воздыхающих и скорбящих. Или, как полагают евреи, – так как закон у них называется Thora и так как в начале его наименования пишется эта буква, то получили этот значок те, кои исполняли заповеди закона. А чтобы перейти к нашему, – буква тав, последняя из древних еврейских букв, которыми доселе пользуются самаряне, имеет подобие креста, который изображается на челах христиан и часто напечатлевается в надписаниях, делаемых рукою. По мнению некоторых, так как по еврейскому алфавиту это последняя буква, то дается понять, что среди множества грешников остается остаток святых».

Мнение о том, что на чело человека, как знак спасения, был нанесен крест, содержится и в труде «Толкование на Книгу пророчеств Иезекииля» святого преподобного Ефрема Сирина: «Недостаточно было обрезание; Бог отменил оное, вместо же его воздвиг знамение креста. А знамение, полагаемое на стенящих, есть помышление болезнующих о лукавых делах своих; ибо пред Богом и помышление то же, что и дело…»

Если обратиться к Быт. 17:10-11, то знамением, знаком завета между Богом и избранным народом, о котором говорит преподобный Ефрем Сирин, явилось обрезание:

  1. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя в роды их: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
  2. обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.

Прп. Ефрем Сирин. Роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1481 г.

Здесь важно то, что в Быт. 17:10-11 слово «знамение» (אוֹת) не соответствует слову «знак» (תָו), встречающемуся в 9 главе книги пророка Иезекииля. Можно предположить, что обрезание, которое было «знамением завета» между Богом и людьми, по мнению преподобного, оказалось недостаточным, «Бог отменил оное, вместо же его воздвиг знамение креста».

О «мете на лбах воздыхающих» повествуется в одном из тексов Кумрана.  В книге Амусина «Тексты Кумрана. Выпуск 2» сказано о Дамасском документе, который вначале был обнаружен в 1896-1897 году в генизе Старой синагоги Каира. Анализ Дамасского документа, после величайших находок Кумранских свитков, показал, что это тексты из одной и той же библиотеки. Текcт Дамасского документа из книги Амусина гласит:

  1. Эти спасутся в день взыскания, а остальные будут преданы мечу, когда придет помазанник (или Помазанник)
  2. Аарона и Израиля. Как было в пору первого взыскания, о чем сказал Иезекиил,
  3. {рукою Иезекиила}: «Чтоб пометить мету на лбах вздыхающих и стонущих,
  4. а остальные будут преданы мечу, мстящему местию Завета».

Тема о спасающем знаке в виде креста, наносимом на чело праведных людей, была продолжена и в наше время. В журнале «Символ» (Париж, июнь 1983 г.) была опубликована необыкновенно интересная работа кардинала Жана Даниелу «Богословие иудеохристианства. (Аспекты исторические и непреходящие)».  Кардинал Даниелу показывает историю крестного знамения – от ветхозаветного иудаизма, к иудеохристианам и далее к христианам: «В христианстве нет более древнего обычая, чем крестное знамение, осенение себя крестом. Вначале крестом осенялся лоб; обычай осенять крестом также плечи и грудь (великое крестное знамение) – более поздний. У нас (на Западе) малое крестное знамение совершается на литургии, перед евангельским чтением. Ясное дело, мы связываем малое крестное знамение с Крестом Христовым. Но вполне вероятно, что обычай осенять себя малым крестным знамением перешел в христианство из иудаизма. Действительно, согласно книге Иезекииля, избранные будут иметь на лбу букву Тав, последнюю букву древнееврейского алфавита. Для нас это то же самое что омега, то есть знак Бога. С другой стороны, в Апокалипсисе Иоанна Богослова говорится, что избранные будут отмечены знаком Ягве, но знак Ягве это и есть Тав. К тому же изучение рукописей той эпохи показало, что в тогдашней иудейской письменности Тав имело форму маленького креста. Этот маленький крест, в сущности, обозначал имя Ягве, то есть личность, лик Слова. По сути, для христианина той эпохи крестное знамение означало посвящение своей жизни Христу… Так что более чем вероятно — этот знак восходит к иудеохристианству… Общехристианская традиция сохранила эти элементы. Мы часто не понимаем их изначального смысла, потому что ключ к пониманию лежит в семитском образе мышления. Забыв о первом значении, мы наполнили их новым смыслом, и все же, какая это радость — вновь отыскать присущий им первоначальный смысл».

Раскрытие смысла знака Иезекииля продолжается во многих работах, как например, в серьезном исследовании под названием «Печать дара Духа Святаго», опубликованном в журнале «Альфа и Омега» в номере 61 за 2011 год (автор – С. Мальцев). Но для того, чтобы понять уникальность 4-го и 6-го стихов 9-ой главы необходимо уточнить, как соотносятся слова «знамения» и «знак» (אוֹת и תָו) в отечественной и в еврейской Библии. В отечественной Библии слова «знак» и «знамения» часто выступают как синонимы. Знамения – это знаковые действия, которые совершаются в особых случаях, в промыслительных целях. В ТаНаХе слово אוֹת – знак, знамение встречается 77 раз и спектр использования этого слова чрезвычайно широк. Это слово может использоваться в смысле указания, наблюдения, исполнения каких-либо действий.

И совсем иначе представлено слово «знак» (תָו). Уникальность этого слова заключается в том, что оно встречается во всем ТаНаХе 3 раза: 2 раза в 9 главе книги пророка Иезекииля и один раз в книге Иова. Согласно Симфонии Стронга его номер 8420.

Именно оно, как было доказано выше, и означает «крест», согласно его древнему графическому начертанию. И по мнению кардинала Даниелу, этот символ, нанесенный на чело праведника, являлся Именем Бога.

Можно было бы возразить, что обычай наносить на чело человека некие опознавательные знаки был распространен во многих религиях и культурах. Как сказано у А.П.  Лопухина: «Не только потому, что знак здесь был виднее, но и потому, что этим налагалась особая печать на ум и самоопределение человека, седалищем которых считается голова. Вследствие этого в глубокой древности на челе полагался особый знак принадлежности к известному роду или культу, по которому носитель его являлся неприкосновенным…». Однако сакральность стихов пророка заключается в том, что Сам Господь повелевает Человеку в льняных одеждах нанести знак спасения – крест – на чело праведных. Иез. 9:4:

  1. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.

На это обстоятельство указывает и Александр Павлович Лопухин: ««И сказал ему Господь (Иегова)«. Впервые названо действующее Лицо во всем происходящем, потому что теперь начинается суд, который должен произвести Сам Иегова, тогда как до сих пор водить пророка, говорит с ним и звать карателей мог и не непосредственно Иегова».

Таким образом, символом, знаком спасения праведных от страшного наказания явился крест, нанесенный на чело. И в заключение можно привести мнение Александра Павловича Лопухина, которое точно отражает суть приведенного исследования: «…подлежащие избавлению все же были отмечены ничем иным, как крестами на челах, — совпадение с христианским знаменем искупления едва ли не намеренное, хотя и преобразовательное значение этого знака едва ли прозревал сам пророк».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.