Воскресение и Преображение

В статье предпринята попытка раскрыть тему Воскресения и Преображения человека в христианском вероучении. Говорится о причине появления смерти и греха в контексте христианского учения. Показаны типичные примеры иконописи на тему Воскресения в Западной и Восточной традиции. Мы представляем анализ некоторых отрывков из Нового Завета на тему Преображения Христа. Говорится о возможности воскресения человека после Воскресения Христа.

Икона «Преображение Господне». Мастерская Феофана Грека. 1403 г. Собрание ГТГ.
Ранее Спасо-Преображенский собор г. Переславля.

Ключевые слова: Воскресение, Преображение, Бог, Закон Моисея, шеол, ад, смерть, ипостась, икона, грехопадение, природа человека, тварность

Человек после нарушения заповеди живет в реальности греха. В этой ситуации самым важным делом для людей является спасение души. В этой статье мы попытаемся поговорить о Воскресении и Преображении и для начала попытаемся объяснить причину выбора темы. Иоанн Лествичник в своей «Лествице», обращаясь к этой теме, сосредоточивается на борьбе с пороками и страстями. Казалось бы, это главные направления аскезы человека и спасения души. Не отвергая их, мы всё-таки обращаемся к названной теме, и вот почему. Во-первых, Воскресение и Преображение после грехопадения становятся вожделенными целями человека. И на этом можно бы остановиться и помолчать, не оскверняя эту тему своими скромными соображениями. Но, поскольку есть «во-вторых», «в-третьих» и далее, решусь продолжить рассуждения и, надеюсь, выводы удовлетворят читателя.

Поползновения еретиков заставляют нас говорить открыто о том, о чем приличнее было бы молчать. В наше время появилось множество ложных учений, которые стремятся «убрать» Православие из открытого интеллектуального пространства. Это является второй, но не последней причиной нашего рассуждения о Воскресении и Преображении. Третьей представляется то, что Воскресение Христа является одним из доказательств Его божественности уже для ранних христиан, а значит, для проповеди учения Церкви в мире. Дальнейшая история показала неоднозначность отношения к этому доводу Церкви «современных христиан». Несмотря на Воскресение, Христос перестаёт признаваться Богом рядом современных богословов, которые продолжают называть себя христианами. Большинство «течений христианства» (протестантские движения и секты – такие как «Свидетели Иеговы» и им подобные) не отрицает сам факт Воскресения, но отрицают единосущность Христа Отцу. Не стоит удивляться, если в будущем появятся секты, которые признают «Троицу», но дадут своё объяснение этому откровению. Если строго подойти к Воскресению, нельзя не приблизиться к выводам о Боге Слове воплощенном, сделанным ещё в первые века христианства. Когда же божественность Христа остаётся «камнем преткновения», это выводит мыслителя за рамки христианства. Развитие мысли в направлении отрицания Христа как истинного Бога лишает смысла дальнейшие размышления из-за неминуемых искажений в выводах. Наконец, четвёртое: из всего вышесказанного имеет смысл привести наши доводы на тему Воскресения и Преображения. Возможно, это поможет кому-то из не определившихся душ выбрать Христа или послужит дополнительным стимулом для богословов через ум устремиться к Богу.

Само по себе Воскресение Христа неумолимо обращает нас к проблеме смерти. На появление смерти обращает внимание Григорий Богослов (слово 38) [1] как на неизбежный результат успешного обольщения человека дьяволом. Появляется стыд, и Адам укрывается от Бога. Становится невозможным прямой контакт (с Богом), и Адам как будто не подозревает о возможности покаяния. Он обвиняет жену, а попутно и Бога, в своём грехе (Быт. 3,12). Появляются кожаные ризы, а в Адаме всё человечество изгоняется из Рая, и обратного пути нет. Необратимо меняется человек, и глубина этого изменения такова, что понадобится вмешательство Бога для уврачевания раны. Возникает зло и смерть как итог грехопадения. В то же время сама смерть выполняет роль ограничителя зла. Таким странным образом сама смерть появляется по человеколюбию Бога и становится частью Его промысла о человеке [1]. Грехопадение и смерть (в Адаме) сильно изменили человеческую природу. Но человек не может существовать без смысла, и поэтому появляются идолы и соответствующие учения, которые еще больше закрывают потомков Адама от Бога. Однако Бог верен своему замыслу и не желает окончательной смерти человека. В этих обстоятельствах людям был дан Закон как путеводитель к Богу, но это лишь тень будущего века (Кол. 2,17). Закон напоминает человеку о его истинном Создателе, хотя человек в своём падшем состоянии не стремится к Богу, а постоянно уклоняется от прямого пути. Поэтому требуется постоянное вмешательство Бога в дела людей для совершения замысла спасения. В Законе человек приуготовлялся к полному спасению, но в нем не было прямых «инструкций». Поэтому евреи пессимистично смотрели на проблему жизни и смерти. В книгах Иова и Екклезиаста могущество смерти над людьми праведными и грешными проявляется ясно и все же, несмотря на незыблемость власти Шеола (ада для древних евреев), другими словами – всемогущества смерти в Ветхозаветные времена, евреи ждали спасения. От Бога было обетование о спасении душ всего человечества через избранный народ, а это невозможно без победы над смертью и сокрушения врат Ада (Шеола). Когда Бог воплощается в человеке и живет с людьми, разделяя с ними все их тяготы и заботы, принимает человеческую природу, Он настолько умаляет своё могущество, что сама смерть продолжает верить в возможность власти над Ним. От смерти сокрыта истинная правда о Христе и Его могуществе [3]. Задача Бога – спасти всё человечество (по крайней мере всех, кто хочет спасения) – остаётся неизменна. Несмотря на актуализацию в Христе человеческого, противящегося смерти как большой несправедливости (молитва в Гефсиманском саду), Ему суждено пройти и смерть как последний этап жизни человека. Прежде чем воскреснуть, Христу следовало умереть, так же как и Адаму, и всем людям, рождённым до Его воплощения, то есть попасть под влияние «врат Шеола». Но проблема в том, что сама Смерть не в состоянии выдержать смерти Христа, Бога воплощенного. «О, что за пытка для меня кончина Иисуса! Я предпочла бы, чтоб Он жил, чем умер мне на гибель!» – восклицает Смерть в труде преподобного Ефрема Сирина [2]. Христос воскресает и умертвляет смерть, как поётся на празднике Пасхи. И этим Воскресением Бог коренным образом меняет прежнее отношение к смерти. Свершается обещанное Богом спасение, и смерть теперь не властна над человеком. Хотя на время смерть остаётся, но делается условием (этапом) к спасению (1 Кор. 15,36).

Пьеро делла Франческа «Воскресение Христа». Около 1460-1465 года. Фреска, 225×200 см. Находится в Пинакотеке Коммунале, галерее художественного музея Сансеполькро.

Со временем догмат о Воскресении Христа начинает по-разному толковаться Западной и Восточной Церквами. И если бы не произошла Великая Схизма, то, возможно, не следовало бы обращать на это внимание. Наиболее ярко различие в понимании Воскресения дает о себе знать в иконописи. В традициях иконописи Запада основными атрибутами Пасхального сюжета Воскресения являются гроб с открытой крышкой и Христос, выходящий из него. Здесь делается акцент на принятии Христом человеческого преображенного тела. На Востоке на иконах с тем же сюжетом часто изображают Христа, выводящего праведников из ада. Тут на первом месте разрушение ада (Шеола) и победа над смертью. Современные учёные, изучающие иконы, уже начинают утверждать, что на Востоке «произошла ошибка», когда икону «Сошествие во ад» стали называть «Воскресением». И это при том, что на Руси вплоть до XVII века был принят византийский канон написания иконы «Воскресения» именно как изведение праведников из ада. Но возникает вопрос: а когда Христос «сошел во ад»? Возможных вариантов – два, до Воскресения и после. И тут как раз ситуацию проясняют традиции написания икон на Западе и Востоке. Дело в том, что византийские иконописцы не ошибались, а изображали Православное понимание воскресения Христа. Как это следует из одного из гимнов Ефрема Сирина, в аду Христос пребывал до момента Воскресения тела. Именно своею смертью Он попирает смерть, поэтому в Византийской иконе изображены такие символы, как разломанные врата ада, изведение праведников из ада и тому подобное. Западная же традиция написания иконы «Воскресения» даёт повод неверному пониманию этого момента. И действительно, если смотреть на Христа, выходящего из гроба, можно момент «исшествия из ада» трактовать, напротив, как «сошествие во ад» в преображенном теле. То есть сначала Воскресение, а потом выведение праведников из ада [4]. Но такое понимание Воскресения, принимаемое Западной традицией, может вывести за скобки человека, в отличие от Восточной, которая фиксирует момент домостроительства Воскресения Христа во всей своей полноте, как победы над смертью.

Икона «Сошествие во ад».
Из Троицкого собора в Острове Псковской области. XIV-XV вв.
Русский музей (Санкт-Петербург)

Восточная традиция имеет подтверждение в Евангелии от Матфея (Мф. 27,52-53), в котором описывается момент крестной смерти Христа и сопутствующие этой смерти знамения. В числе прочих там говорится о воскресших святых, которые явились многим. Следует в рамках нашей статьи обратить внимание на несколько моментов, вытекающих из этого эпизода в Евангелии от Матфея. Эти выводы, на наш взгляд, проясняют Православное отношение к тайне Воскресения. Во-первых, тело Христа еще было на кресте, когда произошли знамения. Это говорит о том, что сошествие во ад произошло бестелесно. Во-вторых, само Воскресение состоялось позже сошествия Христа во ад. И хотя это вытекает из первого утверждения, нам важно зафиксировать этот момент как самостоятельный вывод. В-третьих, воскрес Христос в преображенном теле, как и праведники, что косвенно можно вывести из фразы «явились многим» (Мф. 27,53). Явиться можно по собственной воле, а если в этом «явлении» нет собственной воли, то можно сказать: «это видели многие». Тем не менее, сам процесс Воскресения (если так можно выразиться) останется тайной для человека. Впрочем, так ли необходимо знать «технологию», если важен конечный результат? Дальше в процесс Воскресения нет смысла углубляться, так как мы отклоняемся от темы спасения души.

Для нашей основной цели полезнее поразмыслить о последствиях Воскресения для человека.

Единодушно и первыми христианами, и в наше время само Воскресение трактуется и как доказательство божественности Христа, и как надежда на спасение для верующих в Него. «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» (1 Кор. 15,13). Это утверждение апостола Павла как бы от обратного доказывает открывшееся с фактом воскресения Христа исполнение Закона Моисея. Бог даровал в Ветхом Завете Закон как путеводитель ко Христу. Сам Христос называет Себя жизнью, путём и истиной (Ин. 14,6). Как через человека Адама вошла смерть и грех стал реальностью для всех людей, так через человека Христа совершается воскресение и победа над смертью (1 Кор. 15,21). Отрицание воскресения людей (во Христе) приводит к отрицанию воскресения Христа. Апостол Павел, как и христиане первых веков, проповедовал воскресение Христа, воскресение мертвых и жизнь будущего века. Однако Христос уже во время своей проповеди среди людей указывает на нечто большее, чем исполнение закона. Так, ударившему по щеке Он предлагает подставить другую, блуд необходимо вывести даже из помыслов (Мф. 5,27), не клясться вовсе (Мф. 5,33) и т.п. Другими словами, Бог проповедует более высокие смыслы, чем Закон. Своей проповедью как прообразом его Преображения Христос открывает человеку новые высоты. Бог в служении Ему и вместе с Ним ставит задачи перед человеком стать превыше самой твари [1]. Человеку нужно отложить старый образ жизни «ветхого человека» и «обновиться духом ума», созданным по Богу (Еф. 4,23-24). Христос, разоритель буквы, предлагает человеку пойти вместе с Ним намного дальше, чем позволяет исполнение Закона. И дальнейшее Преображение Иисуса Христа в новом воскрешенном теле наглядно демонстрирует смыслы Его проповеди. Это подтверждает анализ соответствующих мест из Священного Писания. Нельзя при этом не обратить внимание на различие результатов воскресения человека до крестной смерти Христа и после. Воскресший Лазарь восстановлен в том же теле, в котором пребывал до смерти. Христос после Воскресения преображает свою плоть и делает возможным Преображение для всех людей. Новое (преображенное) тело Христа, это видно из нескольких мест в Евангелиях, обладает возможностями, выходящими за рамки тварного мира. Преображение ставит новое тело воскресшего человека выше законов тварного мира. Какие же места в Евангелии указывают на особенности Преображения нового воскресшего тела?

Христа, являющегося своим последователям после Воскресения, не узнают до той поры, пока Он чем-нибудь Себя не проявит. Иисус окликает Марию Магдалину, и только после этого она Его узнаёт, хотя до этого Он с ней беседовал (Ин. 20,16). Двое,  шедшие в Эммаус, не узнали Христа, пока Он не взял хлеб, благословил и преломил его, после чего сделался невидимым для их глаз. В то же время Господь явился Симону. Потом – всем вместе и ел с ними пищу, чтобы они не решили, что видят дух (Лк. 24,37). В толкованиях Лопухина на эти места говорится о новом теле Христа, способном преодолевать границы пространства [3]. Преображенному телу Христа подвластны законы физики. Например, Христос появляется в помещении при закрытых дверях. Усиливается это чудо присутствием неверующего Фомы среди других учеников Христа. Фома, согласно Писанию, подходил к вопросу о Воскресении Христа так, что твёрдо решил не верить словам, пока не убедится в их истинности лично. Господь убеждает его, появившись перед ним и другими учениками (свидетелями этого факта) в доме при закрытых дверях. В итоге Фома говорит: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20,28). Исповедованием основного догмата веры христианской Церкви Фома оставляет потомкам ярчайшее свидетельство Воскресения и Преображения.

Резюмируя приведенные факты Преображения Христа, мы ещё раз обращаем внимание читателя на следующие моменты, которые, на наш взгляд, важны для дальнейших рассуждений. Во-первых, преображенное тело человека связано с его изначальным телом, если хотите, и плотски и духовно. Во-вторых, ипостась человека та же. Иначе невозможно утверждение о победе Христа над смертью. Видимо, следовало бы более подробно разобрать вопрос о влиянии Преображения на ипостась воскресшего человека. Но главное здесь очевидно: она сохраняется прежней, потому что ипостась Христа остаётся неизменной (Евр. 13,8). С другой стороны, Бог вообще неизменен, что нельзя сказать о человеке. Не исключено, что более глубокое изучение вопроса влияния Преображения на ипостась выявит иные пути решения  проблемы. Но сейчас нам не представляется возможным более глубокий анализ, и мы удовлетворяемся реальностью Преображения тела воскресшего человека. В-третьих, Преображенное тело, кроме обычных свойств материи, имеет в своем распоряжении и способность преодолевать естественные законы. Таким образом, преображенный человек делается выше самой твари, как говорит Григорий Богослов. В то же время, остаётся связь с грехопадшим телом, подобно органической связи желудя и дуба. Иначе смерть не была бы побеждена. Душа и тело человека восстанавливаются в результате Воскресения во Христе. Апостол Павел подчеркивает необходимость общения Бога и человека, которое утверждено Христом на Тайной Вечере. Почему это так важно для человека и христианина? Дело в том, что, принимая человеческое естество, воплотившись, Бог Слово во всём подобен нам кроме греха, но остаётся открытым вопрос, каким образом ипостась Сына входит в общение с ипостасями человека после Воскресения Христа? Ведь сам процесс появления людей на свет остаётся неизменным, а значит, ипостаси появляются так же. Тогда как же спастись вновь рожденным? Можно, конечно, удовлетвориться словами апостола Павла: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15,22). Но мы считаем возможным предпринять попытку растолковать утверждение Павла более обстоятельно.

Толкование Павла своими силами, вещь опасная, и поэтому мы призываем на помощь Григория Богослова. В Слове 45 «На Святую Пасху» он довольно подробно проводит мысль о том, что в деле спасения необходима опора на Бога [1], не сомневаясь, что нужно есть Тело Христово и пить Его Кровь тем, кто желает жизни вечной. Не пересказывая доводов Григория о жизни христиан с опорой на Бога, обратим внимание на основное таинство Церкви – Евхаристию. Другое название этого таинства – встреча с Богом. Мы – сосуд для Бога, впускаем Его в себя, и Он исправляет кривизну нашей души. Бог зажигает свечу и освещает комнату нашей души. Становится возможной совместная (с Богом) уборка помещения храма нашей души – например, через покаяние и не только. Впуская в себя Бога, мы не избавляемся от смерти, но умираем вместе со Христом и воскресаем вместе с Ним. Это и стало возможно после Воскресения. Таким образом, Христос с каждым из нас готов умереть и воскреснуть для жизни вечной. Апостол Павел, проповедуя, рисковал своей жизнью ежедневно, и он как бы задаёт вопрос своим слушателям, в чём смысл этого труда, если нет Воскресения. Иначе правы те, кто говорит: «будем есть и пить, ибо завтра умрём» (1 Кор. 15,32). Подвижники живут с постоянной памятью о смерти. И действительно, если человек представит в реальности близкую и неминуемую свою смерть, что он будет делать перед этим событием? Только самое важное. Этот ответ косвенно указывает на важность трудов апостола Павла и его ежедневный риск. В свою очередь, Павел уподобляется Христу, который отдаёт свою жизнь за человека. Причастие к Богу в тленном теле делает возможным причастие Богу в нетленном. Причастие в нынешнем мире не что иное, как ипостасное общение Бога и человека. Таинство состоит в том, что, впуская в себя Христа, ипостась человека как бы перебрасывает мост в своё Воскресение во Христе. Так как «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13,8), Он делает человека (душу и тело) соучастником радости Своего домостроительства. В новом Царстве Отца воскресший и преображенный человек будет пить новое вино (Мф. 26,29) вместе с Отцом и Сыном и Святым Духом.

Журнал «Начало» №35, 2018 г.


Литература:

  1. Григорий Богослов. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. [Москва, [въ Типографии Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии] 1844]. М.: [репринт Книга по Требованию], 2013. Т. 1–6.
  2. Преподобный Ефрем Сирин (Мар Афрам Нисибинский). О Воскресении, Смерти и Сатане. М.: «Никея», 2009.
  3. Лопухин А.П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета. [Петербург, 1904–1913, Второе издание. Институт перевода Библии], Стокгольм, 1987. Т. 1–4. Припачкин И.А. О Воскресении Христовом в православной иконописи. М.: «Паломник», 2008.

I.B. Lipatov

Resurrection and Transfiguration

The article attempts to reveal the theme of the Resurrection and the Transfiguration person from a Christian perspective. Speaking about the reasons of occurrence of death and sin from the Christian point of view. Showing typical examples of writing icons on the theme of the Resurrection in the Western and Eastern traditions. We present the analysis of certain passages from the New Testament on the subject of the Transfiguration of Christ. Speaking about the possibility of the resurrection of man after the resurrection of Christ.

Keywords: Resurrection, Transfiguration, God, the Law of Moses, sheol, hell, death, person, icon, fall, human nature, the created world, the soul

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.