«Бог есть любовь»

Богословский взгляд автора, схватывая самое главное и существенное о Боге, о Его сущности и ипостаси, удивительно нов и свеж, если так можно выразиться. Доклад слушать интересно, от него веет именно новизной [О докладе П.А. Сапронова «Бог богословия», представленного на семинаре в Институте богословия и философии 18 октября 2013 года на тему «Природа и ипостась в Боге»]. Такую новизну богословию может придать только философия, философское осмысление богословских вопросов. Позади «золотой век» как богословия, так и философии. Но сейчас оказывается возможным сказать слово о Боге не замыленное, не скучное, не «затасканное», а такое, которое вбирает в себя не только догматические положения и их богословское толкование, но и философский опыт взгляда на первосущее.

Обратим внимание на подход к самому понятию сущности. До всякого начала собственных богословских выкладок автор разбирает понятие со всех сторон, не оставляя двусмысленности и неопределенности в его понимании и истолковании. Используется при этом бесспорно философское видение предмета. И прежде всего опыт немецкой классической философии с ее обращением к личности как единственной полноценной и несомненной субстанции.

Мы привыкли, что само понятие «сущность» — эта какая-то последняя глубина и последняя, значимая характеристика реальности, глубже которой ничего нет. Поэтому-то столь поразительно выявление и обнаружение того, что сущность — это бытие для другого, что применительно к личностной реальности невозможно дать его сколько-нибудь полную и развернутую характеристику. Личностное бытие это именно бытие, оно живое, это сама жизнь, «я есть я». Как же его характеризовать просто в качестве сущности. Любые характеристики окажутся бесконечно малы по сравнению с самой личностью.

Промысливание темы сущности и ипостаси в Боге не есть просто оперирование какими-то «богословскими формулами», и не просто «это нам знать лишним не будет». Мне кажется, здесь нечто более существенное. Вслушиваясь в приведенные в докладе темы о любви как Божественной реальности, о Боге как личности-Лице, об Отце, Сыне и Святом Духе как именах Божиих, о единстве Ипостасей Пресвятой Троицы, о творении в какой-то степени двигаешься в сторону своей цели в жизни, спасения. Приоткрывая тайну Пресвятой Троицы, понимая что-то, что до этого было закрыто, приближаясь разумом к границе сверхразумного, нам как личностям легче соотноситься с Богом, встретиться с Ним. Переосмысление и есть взгляд по-новому, новый взгляд дает возможность более глубокой встречи с Тем, Кто тебя по своей любви сотворил. Если «сущность есть проекция познающего субъекта вовне, обнаружение им своей связи с объектом познания», то эта связь познающего человека и познаваемого Бога дает нам больше оснований для встречи с Ним.

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Иоанн Богослов (Фреска собора Святого Марка, Венеция, Италия. XI век)

Оказывается, мы все созданы для любви Божией, для того, чтобы научиться отвечать любовью на любовь, чтобы научиться любить. Любить Бога, любить другого человека. При этом сознавая, что все что ни есть — это любовь. Бог есть любовь. Лица общаются в любви, и ипостаси саморазличаются (безначальность, исхождение, порождение) и в тоже время уравниваются, снимая иерархичность любовью. Для меня по-новому открылась заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Приобщение любви, любовь и есть цель человека на земле. Для христианина борьба с грехом есть его выбор в пользу жизни и любви, отвержения своей вечной погибели.

Тема любви между людьми все время идет сквозной линией на протяжении всего выступления. В случае разработки этой темы мы только и можем что апеллировать к нашему личному опыту, человеческому, для того, чтобы приоткрыть тайну бытия Пресвятой Троицы и по-новому увидеть самих себя. Далее последует моя попытка в этом роде.

Начну с того, что в своем последнем существе человек — это «я есть я». Скажем, женщине далее необходимо самоопределиться, и ее «я есть я» актуализируется в первую очередь по отношению к мужчине (для монахини по отношении ко Христу). Женщина сотворена Богом из ребра Адама, из ребра мужчины, и тем самым как бы «вторична» по отношению к нему. Эта «вторичность», а значит, иерархичность снимается, по подобию внутрибожественной жизни, любовью. В любви мужчина и женщина уравниваются, иерархия же опять актуализируется самой женщиной, ее послушанием, принятием первенствования мужчины. Ею выстраивается линия: женщина — мужчина — Бог. Две личности и Бог в трех Лицах. Трое. Она, он и Бог с ними. Между людьми иерархия, над ними и в них Бог, Он дарует любовь, Он единит, благословляет, чтобы двое ответили Ему своей любовью, ответили Ему и друг другу. В самой глубине и на пределе смыслов, и Сын Божий воплотился, принял на Себя жертву во имя любви, и тем самым сделался человеку «другом», если так можно сказать, «уравнял» Себя со своим творением.

Насколько «я есть я», насколько человек состоялся в своем самосовпадении, настолько ему и доступна любовь Божия. В миг, когда человек достигает «я» из «я есть ничто» (прах земной, греховный человек), тогда и любовь Божия может быть ему доступна. Если «я» не есть «я», то, что человеку тогда отдавать, как отвечать на любовь другого? Как осуществить свое бытие в другом без остатка, дар себя другому, взаимное принятие.

В том смысле, что есть ли любовь помимо любви Отца, Сына и Святого Духа? Возможно, что нет. Любовь — дар Божий. С одной стороны, все пронизано Его любовью (по словам святых, и еда есть воплощенная любовь Божия). Наша задача приобщиться к ней посредством собирания своего «я», самосовпадения. А с другой стороны, любовь как дар Божий именно этому человеку, точнее двум людям. Именно их Бог связывает любовью. Они же в любви принимают друг друга, отдают себя друг другу, служат друг другу, послушны друг другу. И на пике любви в моменты «озарения» испытывают «благодарность, радость, блаженство».

Действительно, любовь помимо послушания, почитания еще и благодарность, радость и блаженство. Любишь, значит живешь. Любовь — значит жизнь во всей ее полноте. Благодарность, радость, радость такая, что на гране блаженства, и само блаженство. Это все одновременно и в преизбытке. Но блаженство, радость — потому, что есть другой, ты ему благодарен. И благодарен не за что-то, а просто за то, что другой есть, или же может быть за то, что между тобой и им есть встреча. И еще благодарность Богу, за то, что другой есть. И радость от любви к другому как присутствие Божие в тебе. Такое происходит с нами здесь во временной жизни на земле. Когда же мы переживаем любовь во всей ее полноте, в полноте жизни, такое происходит уже не здесь, а на небе. Тогда человеку дано соприкосновение с вечностью, с Богом. Но человеческая любовь на земле и во времени такова, что она — это «всплески», только мгновения, пусть и запоминающиеся на всю жизнь, пусть и повторяющиеся временами. Отсюда тоска, «ненужность самому себе». И все-таки, через обретение в себе образа любимого, снимается тоска и вновь есть возможность прийти к самому себе.

В любом случае, встреча двух людей происходит еще и в вечности, если это встреча любви. Один запечатляется в другом навсегда. И уже нельзя отречься, отказаться от этого. Ты прикоснулся к вечной жизни, вошел в Божественную любовь. Ты полюбил другого. Все. Свершилось. Это уже не прежний человек. Он уже никогда прежним не станет. У Бога Его изначальное самосовпадение есть совпадение с другим: «я есть я, которое содержит в себе два другие Лица». А вот «человек вначале воспринимает себя как «я есть я» и только потом прикрепляет себя к другому». Если человек полюбил, если ему дан такой дар, то теперь он уже не совсем «я есть я», но, может быть, определить это как «я есть я, которое еще и любит другого». Ведь личность не может быть одна, ей обязательно нужен другой.

Схватить, понять, что такое любовь очень сложно, так как это есть божественная реальность, сам Бог в своей полноте. Любя, мы приобщаемся божественной жизни, единимся с Богом, в этом есть цель нашей жизни.

Журнал «Начало» №29, 2014 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.