Отзыв о фотовыставке «Крепкая вера. Православие в Святой земле»

Событие состоялось: 30 мая – 30 июня 2018 г.

Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа

На окраине Петербурга, на Заусадебной улице расположен Реставрационно-хранительский центр (РХЦ) «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа. Кажется, что вдали от основного музейного комплекса ничего заслуживающего внимания быть не может, однако, чудные открытия порой случаются там, где их совсем не ждешь…

Привела меня туда выставка фоторабот израильского художника Дафны Таль «Крепкая вера. Православие в Святой земле». Сразу отмечу, что попасть без предварительно заказанной экскурсии в РХЦ непросто, но если терпеливо на всех кордонах объяснить, что идешь только на выставку, то пропускают.

Фотовыставка «Крепкая вера. Православие в Святой земле»

Дафна Таль – представитель поколения современных художников, занимается аудио- и видеоинсталляциями. Проект «Крепкая вера. Православие в Святой земле» длился 3 года, содержит 38 фотографий, большинство из которых датированы 2014-2015 гг.  Выставка состоялась в нескольких музеях Греции, а также в Минске. Куратор выставки, исследователь фотографии Ниссан Н. Перец (Dr. Nissan N. Perez) отмечает, что Дафна Таль «не только предельно точно запечатлела образы членов православных общин, но также, благодаря глубокому пониманию природы православия, передала атмосферу этих уединенных уголков, редко доступных широкой публике».

На фотографиях изображены священнослужители и монахи в храме Гроба Господня, в монастыре Богоматери Великой Панагии, в Иудейской пустыне, на берегу реки Иордан в месте, где крестился Христос. Технически фотографии выполнены безупречно, не в жанре портрета. Используются в основном средний и дальний планы, внимание зрителя сосредотачивается не только на лицах, но и на окружающих атрибутах. В фотографиях отсутствует динамика, они статичны, что усиливает ощущение постановочности, с одной стороны, а с другой – спокойствия и тишины. На многих фотографиях поражает великолепие храмового убранства, но на детали обращаешь внимание именно потому, что присутствие Бога в чём-то помимо этого великолепия не прослеживается, за исключением нескольких работ.

Архимандрит Филофей

Одна из них – «Сестра Катерина и игуменья Мелания у гробницы св. Мелании, монастырь Богоматери Великой Панагии». На фото представлены монахини, полусидящие-полустоящие на коленях возле гробницы. Обе – воистину Христовы невесты. На их лицах отображается молитвенное предстояние, но помимо этого, чувствуется, что их коснулась благодать.

Также хочется отметить работу «Архимандрит Филофей», которая предъявляет зрителю человека кроткого, предстоящего Богу, но в то же время решительного, несущего ответственность за свою паству.

Самой глубокой фотографией позволю себе назвать работу «Игуменья Катерина». В руках у игуменьи свеча и молитвенные чётки. На заднем плане – икона Божией Матери с младенцем Христом. Фотограф явно сопрягает лик Богородицы с лицом игуменьи Катерины, но не доводит это до запретной черты. Богородица смотрит и на нас, и на саму игуменью. Также она видит и грядущие страдания своего Сына, которого держит на руках. На лице игуменьи же и печаль, и погруженность во что-то. На нас она не смотрит. И, пожалуй, так и должно быть. У каждого состоится своя встреча с Богом.

Игуменья Катерина

Последние две из перечисленных работ очень напоминают портретную живопись. Именно не фотопортрет (у него другие признаки), а живопись. Портрет должен предъявлять человека как личность, что мы и видим в работах, на которых запечатлены архимандрит Филофей и игуменья Катерина.

После посещения выставки меня настигло потрясение – в восточном крыле РХЦ на стене между первым и вторым этажом висят три огромных полотна, одно из которых – «Оплакивание святого Стефана», датированное 1650 г. и приобретенное Екатериной II в 1779 г. в Англии. Лоран де Ла Гир выполнил серию эскизов для шпалер хора церкви св. Стефана в Париже, а картоны для шпалер изготавливал Тома Гуссе. Его кисти предположительно и принадлежит данная работа, которая поражает не только своим размером, но и полнотой христианского опыта.

На лицах окружающих прозревается скорбь, на теле св. Стефана — следы его мучений, но оно не выглядит безжизненным. Наоборот, кажется, что после окончания мук и смерти св. Стефан стал по-настоящему живым. Он воистину вошел в жизнь вечную. Кажется, что он сейчас встанет и пойдет, готовность к этому видна в контурах его мышц.

Рекомендую не только посетить выставку «Крепкая вера. Православие в Святой земле», но и заказать экскурсию по фондам Эрмитажа. Наверняка там скрыто ещё что-нибудь удивительное…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.