Фильм Левиафан

Этот фильм не для всех, как не для всех ленты Бергмана, не все способны увидеть глубины и бездны Достоевского. Кто-то увидит в кинокартине тоску, кто-то увидит умирание великой страны, и как все плохо, кто-то  антицерковный выпад. Но это все не о том, это все подобно листанию картинок в журнале, все это мало относится к содержанию и  совершенно неинтересно.

kinopoisk.ru

kinopoisk.ru

На экране все на своем месте, каждое слово, каждый звук, кадр, цвет внутри, эмоции, игра актеров.

Там все узнаваемо, наш обычный русский мир, там нет героев, высоких поступков, обычные люди. Но за этими картинами проступают хтонические  глубины и бесконечные небеса, удивительная магия искусства, способная в образах показывать то, что за ними. Фильм переворачивает душу, возносит ее до древних библейских высот.

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8)

Власть, Церковь, люди, мир, всё здесь, и всё правда. Епископ, иконы, храм… Церковь тут показана обыденная и официальная, такая, какая она подчас есть на самом деле. И тут я вспомнил Евангелие. Когда Христа – убивали и кричали «распни его», то были не язычники, не атеисты, не равнодушные, а те единственные, кто служил Единому Богу, ревностные, верующие, первосвященники, хранители слова, вчитывавшиеся в сакральные тексты, хранившие их. Именно они предали смерти своего Бога. Что это значит? Это значит, что порою Бога может и не быть за иконами, куполами, золотыми жезлами, митрами. Таков мир людей.

Не побоюсь этого сказать, но фильм пронизан ощущением присутствия Высшего Взора. В Ветхом Завете Бог являл Себя и разговаривал с пророками в виде природных стихий, и когда Моисей просил явить Своё истинное лицо, Бог ответил, что человек не в силах Его узреть, ибо не вместит. И мы видим на экране эти вечные пейзажи, гневающиеся воды всемирного потопа, тяжелые небеса, готовые извергнуть верхние воды, чтобы смыть весь смрад погрязшего во зле мира.

И к кому обращен этот вопрос режиссера? К стране? К власти? А может быть к каждому отдельному человеку?

Звягинцев разговаривает с Вечностью, она у него стоит за каждым кадром. Это похоже на то, как Бог смотрит с Небес на людей, но не на святых и героев, а на нас обычных.

Фильм Левиафан не отвечает на вопросы, не объясняет, как нужно жить. Он просто открывает глаза…

09.02.2015

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.