Доступ к новому. Театральный фестиваль «Точка доступа»

Событие состоялось: 19 июля — 5 августа 2018 г.

Логотип фестиваля

В знойные июльские дни в Петербурге проходит четвертый международный театральный фестиваль «Точка доступа». События фестиваля проходят в необычных пространствах, здесь ландшафты, архитектура, известные и закрытые локации Петербурга превращаются в территорию искусства. Начиная с первой «Точки доступа», фестиваль работает как продюсерский центр: не только приглашает спектакли, но и выпускает собственные премьеры.

Программа спектакля удивит даже искушенного театрала. Это и спектакль на теплоходе («Санкт-Петербург вне себя»), и в отеле («Трёхгоршковая опера»), и «Разговоры беженцев» на вокзале, и спектакль на фортах Кронштадта («Музей инопланетного вторжения»), и спектакль в парке («Вишневый сад. Тишина»). Также в программу включены образовательные программы и режиссерские лаборатории.

Подробнее остановимся на двух спектаклях.

Спектакль Марат/Сад немецкого режиссера Йозуа Рёзинга по  пьесе Петера Вайса «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное артистической труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством господина де Сада» состоялся в торговом центре – сосредоточии маниакального потребления, рая общества, которое потребляет и развлекается, развлекается и потребляет. Сама пьеса – это «спектакль в спектакле». В ней разыгрывается вымышленный сюжет о споре участников Великой французской революции, помещенных в клинику для душевнобольных спустя 15 лет после убийства  Жан-Поля Марата Шарлоттой Корде.

Ещё до просмотра спектакль привлекает именитым актерским составом: заслуженный артист РФ Сергей Лосев, Олег Федоров, Гала Самойлова, Анастасия Балуева, Дарья Степанова. Прекрасная актерская игра — несомненный плюс спектакля.

Марат

Что значит ванна, полная крови,

в сравненье с той кровью,

которая еще прольется!

Когда-то мы думали, что обойдемся

сотней-другой казненных,

потом убедились,

что мало и тысяч казней,

а сегодня

я вообще уже сбился со счета…

 

Также плюсом является и актуальность постановки. Отчетливо обнаруживаются аналогии с днем сегодняшним. Поиском истины занимаются три основных героя – якобинец Марат, ещё более радикальный революционер-социалист Жак Ру и сам ставящий спектакль маркиз де Сад. Каждому из них можно сопоставить современных лидеров: Жан-Полю Марату – любого диктатора, Жаку Ру – лидера революций или подстрекателя к ним,  скептик де Сад попросту доживает свои последние дни.

Но де Сад, являющийся проповедником абсолютной свободы, сам в итоге оказывается в западне. Никакого выхода из затянувшегося спектакля в психиатрической лечебнице не представляется, как и из жизни в торговом центре.

 

М а р а т

Де Сад, я как-то читал

в одном из твоих сочинений,

что высшим законом жизни

является смерть.

Д е  С а д

И эта смерть существует

лишь в нашем воображенье!

Только человек

способен себе представить

состояние смерти.

Природа ее не знает.

Каждая смерть, даже самая страшная,

растворяется в бесконечном

равнодушье природы.

Лишь мы придаем нашей жизни

какую-то ценность,

природе же — все безразлично!

Мы можем гильотинировать

целую нацию —

природа смолчит!

Природа сильней человека!

Сильней его разума!

Сильней его воли!

Сильней его совести!

 

Впрочем, если идеального социального строя не существует, то быть может, решение де Сада удалиться в клинику – единственно возможное?

Особого внимания заслуживает финал постановки, он отличается от финала пьесы немаловажной деталью – отсутствует сцена убийства. Шарлотта приближается, произносит имена заговорщиков, произносит все слова из пьесы, но мы не видим в её руках кинжал, не видим, как он вонзается в грудь Марату, не видим, как Марат воскреснет… Всё это «уже известно зрителю», как известно и то, что события жизни человеческой определяются связями между людьми, которые много выше воли и чувств. Подобным образом определяется и ход истории – множеством связей.

Тяжеловато воспринимается текст пьесы – он зубодробителен, вполне в духе ситуационизма, в нём много патетики, что воздействует скорее на эмоции, чем на разум. Тщательное вслушивание и анализ по ходу спектакля в без предварительного прочтения пьесы практически невозможны. Однако всем желающим мы предлагаем ознакомиться с пьесой и попытаться попасть на спектакль. Каждое проговаривание темы революции и свободы позволяет не только чуть лучше разобраться в прошлом, но и приподняв шоры, по-новому взглянуть на события сегодняшнего дня. Ведь

 

Дело идет о том,

чтобы вытащить себя самого

из рутины,

подняться над собственной сутью,

глазами прозревшего разума

по-новому видя мир.

 

Спектакль «Железную дорогу построили, и стало удобно» российско-иранского проекта (постановочная группа: Рамона Шах, Андрей Слепухин) отчасти продолжает тему утилитаризма и сытого общества. Можно было бы назвать данный спектакль вариацией на тему «Вишневого сада» Чехова, если бы не нагромождение средств визуальной выразительности и обширность проблем, за которые берется режиссёр. Тут и (опять-таки) свобода, и война, и утилитаризм, и модернизация, и личные катастрофы, страдания, боль, безразличие людей друг к другу…

Место действия: мультимедийный центр Государственного Русского музея, расположенный в западном павильоне Михайловского замка. Максимально задействованы возможности центра, что обеспечивает форму постановки, которая лежит на стыке театра и перформанса. Зрители активно перемещаются между помещениями, начиная от подвала, где их потчуют крепким чёрным чаем, через помещения мультимедийных показов, где героиня «Ран» Резы Шахбодаги (Рамона Шах) танцует или где исполнитель роли Фирса и Гаева Сергей Шоколов читает стихотворение «Спор с Богом» Насира Хосрова, заканчивая просторным помещением, по углам которого располагаются все герои, а рядом на мониторах – видеозапись их же лиц, игры эмоций, переживаний, которые отражаются на них.

Театральный фестиваль «Точка доступа» являет новые формы, новые подходы, включает театр в те пространства, которые стали для человека привычными. Совершается движение навстречу зрителю. На наш взгляд, это интересный вариант решения одной из проблем современного театра – пресыщенности, когда классические постановки надоедливы и скучны, а «осовременивание» становится нагромождением бессмыслицы и мало что общего имеет с искусством.

 


В статье использованы материалы сайта https://tochkadostupa.spb.ru/, а также фрагменты пьесы Петера Вайса «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное артистической труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством господина де Сада». Перевод Л. Гинзбурга. Из-во: «Художественная литература», 1979, сб. «Из немецкой поэзии. Век X — век XX».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.