Поездка в Ивангород или путь к себе

Крест на берегу реки Нарвы

Крест на берегу реки Нарвы

Не мучнистой бабочкою белой

В землю я заемный прах верну –
Я хочу, чтоб мыслящее тело
Превратилось в улицу, в страну;
Позвоночное, обугленное тело,
Сознающее свою длину.
          Осип Мандельштам

Я, как постоянный уже участник ежегодной поездки в Ивангород, хочу рассказать об этом каждый раз необычном в наше время событии. Двадцать три года уже проходит эта поездка, я же участвую в ней десятый год.
Эта поездка проводится обычно в ближайшее воскресенье к 30 числу ноября месяца. К тому, что произошло в русской истории 30 ноября, я вернусь позднее.

В этом году поездка состоялась 6-го декабря. Автобус отправился в утренние часы декабрьского дня туда, ближе к эстонской границе, в Ивангород, к местам, где происходило что-то очень важное для нас. Причастность и осмысление этого я и другие участники поездки считаем необходимым и жизненно важным сейчас. Те, кто ехал туда впервые, ещё не знали, что их ждёт не простая в привычном уже смысле паломническая поездка.
Мы ехали к двум местам, о которых я сейчас расскажу. Первое – это ивангородское кладбище, где покоятся примерно 5000 русских солдат Северо-Западной армии генерала Николая Николаевича Юденича, погибшие зимой 1919 – 1920 года. Оказавшись в окружении, они погибали страшной, медленной смертью от ран, тифа голода и холода. Солдаты, отдавшие свою жизнь Родине, России, которую они любили. Что это была за Россия, которая придавала им столько сил?

Другое место – крест на берегу реки Наровы, где 30(19) ноября 1700 года произошла битва русских войск под предводительством Петра I и шведской армии короля Карла XII. Русская армия обратилась в бегство, но два полка остались на месте и приняли бой. То были Семёновский и Преображенский полки. Солдаты дрались отчаянно, чулки преображенцев стали красными от крови. С тех пор преображенцы носили красные чулки в память о том событии. Русская армия понесла поражение, но в некотором смысле на самом деле одержала победу. Так родилась русская гвардия.

Два места: одно, где родилась петербургская Россия, другое, где Россия насильственным путём прекратила своё существование. Стоит заметить, что в составе Северо-Западной армии были как раз солдаты и офицеры Семёновского полка.

Панихида на ивангородском погосте. 2005г.

Панихида на ивангородском погосте. 2005г.

Мысль, что мы понятия не имеем, что такое Россия, пришла мне на ивангородском погосте, когда я увидел эти сломанные кресты, развороченные ограды, но самое страшное – это разорённые склепы, когда открытая могила оказалась заполненной мусором. Мою душу охватила тоска и скорбь: вот оно отношение людей населяющих территорию России к самим себе! И я понимаю, что эта разруха лежит и во мне, ведь я из этого мира вышел.

Но сама поездка проходит вопреки этому общему запустению и недеянию. Если мы преодолеем разруху, раздвоенность, беспорядочность в самих себе, стараясь осмыслять своё прошлое и настоящее, то изнутри нас порядок перейдёт во вне.

Когда мы приехали на это старинное ивангородское кладбище, увядшая декабрьская природа словно выставила напоказ убогое состояние этого места, впрочем, окруженного жилыми домами, населенными людьми, но как видно безучастными к тому пространству, в котором они живут. И эта привычная даже для жителей Петербурга и Москвы (участвовавших в этой поездке) картина всё равно не могла не печалить душу.

Не могу не рассказать об участниках поездки. Большинство участников составили студенты Санкт-Петербургского Института богословия и философии, а так же других подразделений Русской христианской гуманитарной академии во главе с проректором института Олегом Евгеньевичем Ивановым, который принимал участи в поездке также от лица Свято-Князь-Владимирского братства, которое возглавляет сегодня Дмитрий Глебович Рар. С нами были два священника – иерей Михаил Владимиров, настоятель Церкви Святителя Димитрия Ростовского в Санкт-Петербурге (подворье Свято-Успенского Тихвинского монастыря), наш постоянный участник иеромонах Тихон (Васильев), насельник Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря на Украине, который уже второй раз участвует в поездке. В Ямбурге к нам присоединился архимандрит Гурий (Кузьмин), настоятель храма во имя Св. Великомученицы Екатерины. Он всегда принимает нас, уставших под конец поездки, у себя на приходе, где делится с нами не только материальной пищей, но главное – своим теплом, заботой и тихой радостью, которая от него исходит. Но вернёмся на Ивангородское кладбище, где состоялся крестный ход и поминальное богослужение. Важно заметить, что в нём принимали участие заботящийся о захоронениях историк Северо-западной армии Сергей Геннадиевич Зирин и его единомышленники, усилиями которых в этом году на кладбище были установлены две мемориальные плиты.

Доставленная ими же из Франции земля с могилы командующего Северо-Западной армии Николая Николаевича Юденича была соединена с землёю, где лежат его солдаты. В панихиде принимали участие 5 священнослужителей. В этом общем молитвенном действии было так много подлинного, что даже ряженые солдаты не смогли испортить своим маскарадом общей молитвы.

Генерал Н.Н. Юденич в штабе

Генерал Н.Н. Юденич в штабе

И всё же. Почему нам на самом деле так важно сейчас обращаться мыслью к поступкам солдат Северо-Западной армии и белого движения в целом?

Я думаю потому, что это были люди последние в России, проявившие себя как русские на пределе возможного. Это было русское христолюбивое воинство, для которого имела цену Россия, как христианская страна. Вспомните слова песни, с которой они шли на смерть: «Смело, мы в бой пойдём за Русь Святую и как один прольём кровь молодую. …. Русь наводнили чуждые силы, честь опозорена, храм осквернили». И здесь мне видится уместным обратиться к солдатам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Вторая мировая война была страшная, особенно страшной она была для русских. Люди шли в бой, отдавая свои жизни, защищая семьи, жён, детей, друзей, словом всё, что у них было, от врагов, вторгшихся в родную страну. Но ужас заключался в том, что победа над внешним врагом не означала освобождение, наступление мира и спокойствия, вовсе нет. Пока солдаты боролись на фронте, в стране по прежнему вовсю бушевала людоедская шайка, бодро начавшая свою смертоносную пляску в 1917 году. И те жертвы на фронте, жертвы во имя любви – людей, которые, быть может, и не зная того, были близки Богу, которого они не знали. Эти жертвы легли, очищая дорогу ещё более страшному врагу, который уже овладел Родиной, – большевизму в лице Сосо Джугашвили и его «славных» предшественников и последователей. И жертвами этого врага стали люди, во имя которых боролись те самые солдаты на фронте Второй мировой войны. Солдаты на фронте оказались заложниками страшной ситуации, но они делали свой личный выбор и, как видим мы, зная и помня геройские поступки солдат, их выбором часто была любовь. Так они спасались как христиане. Но, тем не менее, мы знаем, что ни о каком христолюбивом воинстве речи быть не могло и не может. Вспомните хотя бы заградительные батальоны. Тут мы можем видеть только конкретных героев, спасшихся перед Господом.

В белом движении всё обстоит иначе. Были отдельные предательства и обман, не всё так гладко и светло было в белом движении, хотя стоит заметить: северо-западники вели себя достойно. Также мы видим не только героизм конкретных людей, но коллективный героизм всего движения, который и свидетельствует о наличии христолюбивого войска. Для белых в той ситуации быть русскими означало оставаться верными настоящей России, которая уже уходила из-под ног. Реализация этой верности заключалась в том, чтобы быть вместе до самого конца, ведя борьбу с чуждыми русском духу силами, умереть, но остаться русскими. Северо-Западная армия генерала Николая Николаевича Юденича является ярким тому примером.

Теперь, вглядываясь в прошлое, мы видим, что Россия от нас ушла, стала недоступной, уйдя в иную реальность. Ведь мы воспринимаем Россию, как некую реальность, которую создавали конкретные люди и без людей она не возможна. Создавали её те самые конкретные преображенцы и семёновцы, которые выстояли под Нарвой, но и они бы не выстояли, если бы у них не было Петра I. Продолжали создавать Россию многочисленные их потомки, которые привели к расцвету русскую государственность и культуру. Все они имеют имена. В именах же воинов Северо-западников является нам последний всплеск русскости, причём поразительно то, что их героизм был на такой высоте, на какой его не было в русской истории никогда. Это означает, что Россия на самом деле не рухнула а ушла в иную реальность вместе с теми людьми.

Я говорил в автобусе во время поездки, что такие места, как могила воинов северо-западников, оказываются не просто историко- символическим местом, а местом, где нечто происходит. Там во время поминального богослужения происходит встреча с их живыми душами, ведь перед Богом нет мёртвых, все живые. Если мы всем существом участвуем в этом деле в этой общей молитве, то нам открывается некая иная реальность, которая существует помимо нас. Это то, что не поддаётся описанию словами.

Во время поездки из разных уст прозвучали слова о воскресении. И когда мы вернулись в Ямбург, зашли в храм Св. Екатерины, где шла вечерняя служба, знаменующая наступление престольного праздника великомученицы Екатерины, мы почувствовали, что служба в храме пасхальная и не только потому, что ризы духовенства были красными, но весь воздух храма был пасхальным. Так вот, прозвучали слова, которые меня особенно поразили. То были слова о том, что чувствовали ученики у гроба Христа Спасителя. Вот всё закончилось, лежит мёртвое тело учителя, и никакой надежды. Никто из них всерьёз не воспринимал тогда слова Христа о том, что надлежит ему на третий день воскреснуть, и женщины мироносицы пришли ко гробу вовсе не для того, чтобы увидеть воскресшего Христа, а только оттого, что они остались ему верными, как и остальные ученики. Они не могли поверить в то, что не поддаётся никаким объяснениям, в то, что невозможно в природе этого мира, но они тем не менее остались верными Учителю. Христос, когда воскрес, потому и пришел к своим ученикам, что они остались верны Ему.

Из этого я делаю для себя вывод, что как христиане мы должны понять, чего хочет от нас Бог. Он хочет верности Ему, верности той России, которая для нас важна именно потому, что были такие люди, как солдаты Северо-Западной армии. Потому, что они нам показали, как высока и сильна Любовь. И если мы хотим стать причастными к подлинной реальности и действовать согласно христианскому духу, то деятельно двигаться нам нужно именно в этом направлении. Потому, что Господь нас направил именно сюда, а следует помнить, что у Бога нет напрасных дел.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.