О русском постмодернизме

Что ни день, как СМИ потчуют нас все новыми и новыми мрачными новостями. На этот раз в Орле установили первый в России памятник Ивану Грозному. Как обычно, сколько-нибудь образованные и приличные люди возмущаются, «Правмир» напоминает, что об этом горе-царе говорят в житиях, а весь «неадекват» радуется и обсуждает «противоречивые», по мнению Мединского, стороны его личности.

Кутерьма с топонимическими названиями, именами и памятными знаками различным политическим деятелям, составляет, по всей видимости, особенность времени, в котором мы живем. В одном Петербурге за год: назвали мост именем Кадырова, установили и уже успели осквернить и демонтировать табличку Маннергейму, собираются ставить памятную доску Колчаку. Блогеры внимательно следят за всеми этими новостями, поощряя память «правильных», по их мнению, героев и осуждая «неправильных».

«Щенок» Джеффа Кунса

Джефф Кунс, «Щенок»

Если говорить о памятнике в Орле, то мне кажется, что в этой истории нужно понять одну простую вещь: мы живем в эпоху постмодернизма. А это значит, что все не так уж плохо. Никаких смыслов за этим памятником не стоит – ни для его создателей, как бы они не утверждали обратное, ни для самих жителей города Орла. Не начнут же они и вправду, подражая Иоанну, рубить головы новгородцам. Ничего этот памятник не «символизирует» и никакой новой эпохи в жизни России не открывает, как это некоторые зловеще предрекают. Нынешняя российская история движется (если это можно назвать движением) в абсолютном отрыве от каких-либо элементов культуры. В прежние времена памятники государственным деятелям действительно для людей что-то «значили» и что-то «открывали»; век же постмодернизма характерен тем, что в нем символические объекты искусства отсылают не к своим прообразам, а к собственным фантазиям их творца. Постмодернизм – это игра с символами и историческими эпохами, это реконструкторство, которое никогда не воспринимается всерьез. Словно разноцветные бусины перебирает постмодернист элементы различных культур, стилей и направлений, смешивая их в причудливые сочетания. Постмодернист, обладающий умом и вкусом, делает это виртуозно, осознавая, однако, собственную дистанцию по отношению к создаваемым им образам. Плохой же постмодернист не понимает, с чем он имеет дело, и не на шутку вживается в им же выдуманный мир. Похоже, что наши советско-имперские поборники идеи «Третьего Рима» входят в эту последнюю категорию.

В Европе также сейчас идет игра с памятниками. Но если у них ставят петухов и Микки Маусов, то у нас Сталиных и Иванов Грозных. Это такое вот русское искусство, родившееся в мечтаниях ущемленной души советского человека. Мрачное, бесконечно подражательное и провинциальное, но постмодернистское. Ничего более.

Катарина Фритц, «Петух»

Катарина Фритц, «Петух»

И напоследок, впечатления журналиста Андрея Лошака от церемонии открытия памятника:

Посмотрел сейчас съемку открытия в Орле памятника Ивану Грозному. Это безусловно важная отметка в хронике нынешнего погружения в средневековый мрак. На церемонии часто звучали слова «Грозный», «Сталин», «Путин», «Россия» и, конечно же, «враги». Как Иван Грозный боролся с врагами, узнали на собственной шкуре новгородцы, утопленные в крови царскими опричниками. Неслучайно на памятнике тысячелетия Руси, установленном в 1862 году в Великом Новгороде, есть почти все русские цари, но нет Ивана Грозного. Ставить памятник садисту, параноику и мучителю собственного народа, будь он хоть трижды царь, — до этого российская монархия не додумалась. Зато додумалась нынешняя власть, выпустившая весь этот красно-коричневый зверинец на волю. Казаки, неоязычники, байкеры, нодовцы, православные активисты и престарелые коммунисты стояли плечом к плечу, в едином порыве. Губернатор Потомский, более всех глуповских градоначальников напоминающий Негодяева, прочел поздравительную телеграмму от министра культуры Мединского. Старец Илий, духовник патриарха Кирилла, трясущейся рукой освятил памятник, все-таки напоминающий чем-то актера Яковлева в молодости. Тут неплохо бы уточнить, что именно Иван Грозный был заказчиком убийства своего обличителя митрополита Филиппа, задушенного Малютой Скуратовым после отказа благословлять поход на Новгород и канонизированного впоследствии православной церковью.

«С Богом!» — громко закончил свою речь член коммунистической партии губернатор Потомский. Хирург с Прохановым перекрестились.

Православный постмодернизм

Православный постмодернизм

Постмодернистский старец

Постмодернистский старец

Советский постмодернизм

Советский постмодернизм

Постмодернизм в Крыму

Постмодернизм в Крыму

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.