И живые позавидуют мертвым: подборка фильмов про зомби-апокалипсис

Lenin Was A Zombie

(название российской музыкальной группы)

Весь мир охвачен смертельно опасным вирусом. Зараженным может оказаться каждый. Болезнь не щадит ни богатых, ни бедных, ни молодых, ни старых. Люди в панике бросаются в супермаркеты, скупая товары первой необходимости. Правительство призывает граждан оставаться дома. Среди населения ходят самые разнообразные слухи: одни говорят, что вирус изобрели в секретной лаборатории, другие – что он был передан человеку от диких животных. Никто не знает, когда эпидемия закончится.

Человечество столкнулось с такой ситуацией весной 2020 года. Однако теми же словами можно описать завязку практически любого фильма про зомби-апокалипсис (да, с богословской точки зрения, данный термин не совсем корректен, но он настолько глубоко укоренился в современной культуре, что поиск других синонимов только собьет читателя с толку).

Среди многих людей, искренне любящих синематограф, распространено предубеждение против фильмов о зомби. Данный жанр представляется слишком примитивным, рассчитанным на самую непритязательную аудиторию и лишенным глубинных смыслов. Однако задача настоящего любителя кино – отделить зерна от плевел и найти среди ширпотреба достойные ленты. Режиссер, помещая героев в экстремальную ситуацию, имеет возможность показать те стороны их характера, которые в обычной жизни остались бы нераскрытыми. Рассказывая о зомби-апокалипсисе, авторы фильма могут либо сделать примитивный «ужастик» с банальным сюжетом и клишированными персонажами, либо попытаться вложить в свою работу какие-либо интересные мысли. Все зависит от желания и умения создателей.

Пандемия – самое подходящее время, чтобы ознакомиться с жанром фильмов про уничтожающий человечество вирус. После появления «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро в 1968 году – классического фильма ужасов, c которого начался настоящий «зомби-бум» – на экраны вышли тысячи кинокартин на данную тематику. Фильмы про зомби в XXI веке – это совсем не обязательно ужасы. Ходячие мертвецы появляются в комедиях, боевиках, псевдодокументальных фильмах, мелодрамах и драмах (в том числе на шекспировские сюжеты). Отдельная тема, которую мы не будем затрагивать в данной статье, – это зомби в литературе, где они фигурируют в самых разных произведениях. Кроме того, в последние годы получил развитие такой литературный жанр (или скорее, поджанр), как мэшап. Одним из самых ярких его представителей стал нашумевший роман Сета Грэма-Смита «Гордость и предубеждение и зомби» (который, кстати говоря, был экранизирован в 2015 году).

Мы предлагаем вашему вниманию подборку фильмов о зомби. Данный список не претендует на то, чтобы считаться идеальным: у любого фаната этого жанра, конечно, есть свой перечень любимых лент. В некоторых фильмах из нашего списка есть моменты, которые подталкивают зрителя к размышлениям; другие картины представляют собой исключительно развлекательное кино; третьи стоит посмотреть только из-за того, что они оказали определенное влияние на дальнейшее развитие синематографа. Фильмы про зомби-апокалипсис не относятся к вершинам киноискусства, но изучение современной культуры невозможно без обращения к феномену ходячих мертвецов.

Сразу необходимо сделать замечание: в предлагаемом вашему вниманию списке не будет картины «Я – легенда» – одного из самых известных фильмов на данную тематику. На это есть две причины. Во-первых, в «Я – легенда» речь идет не о классических зомби, а о своего рода смеси зомби и вампиров. Во-вторых, анализ фильма и сравнение его с оригинальным романом Ричарда Мэтисона – это большая и интересная тема, которая требует отдельной публикации.

Итак, в нашем списке:

«Репортаж» (Испания, 2007)

Фильм ужасов, стилизованный под документальную съемку. Оператор и корреспондент одного из телеканалов готовят репортаж о службе пожарной охраны. Они выезжают вместе с командой спасателей на вызов в один из домов в центре Барселоны (по адресу: Rambla de Catalunya, № 34 – сейчас это настоящее место паломничества фанатов фильма). Все начинается как простая операция по вскрытию двери квартиры, из которой доносятся странные звуки, но вскоре герои понимают, что происходит нечто загадочное. Жильцы дома один за другим подхватывают вирус, который передается через укусы и заставляет зараженных в ярости бросаться на других людей.

Как написал автор одной из рецензий на этот фильм, «мы стали свидетелями появления первых католических зомби в истории кино». Действительно, выясняется, что укушенные не просто заражены вирусом, но одержимы бесами (в русском переводе используется термин «прокляты», но в оригинале речь идет именно об «одержимых бесами»). Во второй части фильма, действие которой начинается сразу после окончания первой, эта тема получает продолжение, и одним из персонажей, борющихся против «зомби», является католический священник.

Не стоит рассматривать «Репортаж» как христианское кино: вся эта католическая атрибутика служит скорее для придания колорита, хотя некоторые атеисты рассматривают подобные ленты как вид проповеди Христианства. Например, Гектор Авалос, религиовед из Университета штата Айова, выступая с антихристианских позиций, критикует «ужастики», в которых герои побеждают противостоящие им злые силы с помощью креста или чтения молитв. По его мнению, в нашем секулярном обществе сама идея о том, что можно победить некое потустороннее чудовище, просто облив его святой водой, вызывает у зрителей мысли, которые могут привести к вере.

Вне зависимости от того, есть в «Репортаже» христианский подтекст или нет, фильм можно однозначно рекомендовать к просмотру. Это вполне испанская по своему духу картина: в визуальном решении некоторых сцен отчетливо прослеживается влияние художника конца XVIII – начала XIX веков Франсиско Гойи.

Стоит обратить внимание на актерскую работу Мануэлы Веласко, сыгравшую главную роль и получившую за нее премию «Гойя», а также на мастерски построенный сюжет, то снимающий напряжение у зрителя посредством нескольких комических вставок, то, наоборот, поднимающий его до предела. И, конечно, производят впечатление концовка фильма, проходящая в полной темноте, и последние слова главной героини: «Пабло, продолжай снимать».

Мануэла Веласко в начале фильма «Репортаж». Пока все нормально.

«Ночь живых мертвецов» (США, 1968)

Классический фильм ужасов, с которого, как уже было отмечено, пошла мода на кино про оживших покойников. Конечно, ленты про зомби были и раньше: скажем, «Белый зомби» 1932 года со знаменитым Белой Лугоши в главной роли. Однако в «Белом зомби» речь шла о мертвецах в их гаитянском понимании.

Джордж Ромеро снял фильм про ходячих покойников, которые охотятся на живых людей. Сюжет картины очень прост. Герои держат оборону от толп зомби в маленьком фермерском домике где-то в Соединенных Штатах.

«Ночь живых мертвецов» имела колоссальный финансовый успех: доходы от фильма превысили расходы на съемки в 250 раз! Однако для людей, изучающих современную культуру, картина интересна совсем не по этой причине. Лента Джорджа Ромеро оказала огромное влияние на всю киноиндустрию, дав старт появлению бессчетного числа фильмов про зомби. Ромеро снял еще целую серию кинокартин на данную тематику. Сама «Ночь живых мертвецов» пародировалась во многих фильмах (например, в известной короткометражке «Ночь живых евреев»); кроме того, было выпущено несколько ремейков.

Почему в конце 1960-х – 1970-х годах начался бум фильмов про зомби? Литературовед Кейси Силем Мохаммад из Университета Южного Орегона предлагает следующее объяснение: «Зомби – это монстры par excellence позднекапиталистической культуры. Если контролируемые зомби-вуду транслируют сверхъестественное в контекст культуры XX века с ее принудительным трудом и угнетенным Третьим миром, то зомби эпохи постмодерна и постнуклеарной эпохи, такие как у Ромеро, и в еще большей степени зомби Бойла и Снайдера [о них речь пойдет ниже – прим. А. Т.] толкают нас на другую сторону сверхъестественного. Они уже не просто символизируют подавленные желания и заботы, они представляют собой воплощенные, доведенные до крайности свидетельства угнетения в его социальной тотальности, неизбежный кризис уже на глобальном, а не на личном уровне».

Классик фильмов про зомби Джордж Ромеро

«Поезд в Пусан» (Корея, 2016)

Фильм ужасов, который имел большой успех у зрителей и одновременно удостоился высоких оценок от критиков. Преуспевающий бизнесмен едет вместе с маленькой дочкой на поезде в Пусан, чтобы навестить ее мать, с которой он в разводе. У отца и ребенка сложные взаимоотношения, и эта поездка – шанс их улучшить.

Одновременно в Корее начинается зомби-апокалипсис, вирус мгновенно охватывает целые города. Пассажирам поезда приходится бороться за свои жизни. В экстремальной ситуации многие из них меняются: казалось бы, добропорядочные граждане оказываются готовы убивать других людей, а малоприятные персонажи жертвуют собой для спасения окружающих. Как удачно сформулировали завязку фильма авторы описания ленты на Кинопоиске, «в этой гонке недостаточно выжить, чтобы остаться человеком».

Если вы планируете выбрать для просмотра один фильм про зомби из нашего списка, то рекомендуем остановиться именно на «Поезде в Пусан».

Пассажиры поезда в Пусан

 «Война миров Z» (США, 2013)

Название фильма правильнее переводить как «Мировая война Z» или даже «Последняя мировая война». Картина, снятая по одноименному роману Макса Брукса, стала самым кассовым фильмом про зомби в мировом кино.

«Война миров Z» — это типичный голливудский остросюжетный боевик со всеми необходимыми атрибутами. Пытающийся спасти весь мир и свою семью главный герой, которого сыграл Брэд Питт; его лучший друг; клишированный образ жены героя, которая ждет его возвращения со смертельно опасной миссии. Здесь отсутствуют кинематографические приемы, характерные для фильмов ужасов. В качестве антагонистов выступают зомби, но с таким же успехом это могли бы быть нацисты, террористы или международная мафия.

При всей своей простоте фильм отличается очень динамичным сюжетом и держит в напряжении буквально с первой до последней минуты.

Брэд Питт в «Войне миров Z»

«Рассвет мертвецов» (США, 2004)

Уже ставший классическим ремейк одноименной картины Джорджа Ромеро. «Рассвет мертвецов» открывается песней «The Man Comes Around» американского певца Джонни Кэша, которая целиком построена на цитатах из Библии (преимущественно из Откровения Иоанна Богослова). Песня начинается кадрами молящихся в мечети мусульман и продолжается картинами зомби-апокалипсиса по всему миру. Пожалуй, эти несколько минут представляют собой наиболее запоминающуюся сцену в фильме.

Основной сюжет напрямую с ней не связан. Начинается зомби-апокалипсис, и группа случайно встретившихся людей баррикадируется в супермаркете, который окружают толпы ходячих мертвецов. Какое-то время герои пытаются вести «нормальный» образ жизни, и каждый занимается тем, что ему больше по душе.

Фильм ужасов с некоторыми комическими сценами. Интересно, что один из самых харизматичных персонажей, которого зовут Энди, за весь фильм произносит всего несколько слов: это владелец оружейного магазина, который в одиночку держит оборону от зомби в здании неподалеку; главные герои переговариваются с ним, рисуя маркером на доске послания, которые он читает в бинокль. Вскоре после выхода «Рассвета мертвецов» появилась короткометражка, представляющая события фильма с точки зрения Энди.

Энди, владелец оружейного магазина из «Рассвета мертвецов», переговаривается с главными героями с помощью маркера и доски.
«- Форт Пастор пал. Помощь не придет.
— Так, а какие плохие новости?»

 «Зомби по имени Шон» (Великобритания, 2004)

Название фильма на английском является отсылкой к «Рассвету мертвецов» Джорджа Ромеро («Shaun of the Dead» — «Dawn of the Dead»); интересно, что «Зомби по имени Шон» вышел на экраны через две недели после ремейка, которым идет в нашем списке одним пунктом выше.

«Зомби по имени Шон», главные роли в котором исполнил известный комедийный дуэт Саймон Пегг – Ник Фрост, представляет собой пародию на фильмы про зомби-апокалипсис и является первой частью трилогии «Кровь и мороженое». На второстепенных ролях в картине появляется ряд известных британских актеров (например, звезда «Хоббита» и «Шерлока» Мартин Фримен), а несколько английских телеведущих играют в фильме самих себя.

Хорошая комедия с британским юмором и отсылками к другим фильмам жанра.

«Зомби по имени Шон». Герои фильма изображают из себя зомби, чтобы затеряться в толпе ходячих мертвецов.

«28 дней спустя» (Великобритания, 2002)

Тоже британский фильм, но, в отличие от предыдущего, лишенный и тени комизма. Знаковая картина для всего жанра: уже сам факт того, что такой маститый режиссер, как Дэнни Бойл, взялся снимать кино про ходячих мертвецов, говорит о пересмотре отношения к подобным фильмам. Кроме того, после этой ленты получает распространение вид «бегающих зомби». Строго говоря, впервые зомби «побежали» еще в 1985 году в фильме «Возвращение живых мертвецов», но именно после «28 дней спустя» образ быстрых зомби становится доминирующим в кино.

Группа радикальных защитников природы проникает в лабораторию Кембриджского университета и выпускает из клетки обезьяну, зараженную вирусом ярости. Животное кусает экстремистов и передает им вирус. На самом деле, в фильме идет речь не о зомби как таковых, а об эпидемии вируса, который лишает людей разума и заставляет бросаться на окружающих.

28 дней спустя главный герой, по имени Джим, не имевший никакого отношения к событиям в Кембридже, приходит в себя в больнице. До начала эпидемии он угодил в аварию и впал в кому. В удивлении Джим бродит по безлюдному центру Лондона и в обрывках газет и записок на досках объявлений пытается понять, что же на самом деле произошло. Вскоре он встречает еще нескольких выживших, и они ловят сообщение по радио, что где-то под Манчестером есть военная база, на которой солдаты держат оборону от своих зараженных яростью соотечественников.

Для съемок опустевших Пикадилли и Вестминстерского моста власти на короткое время перекрыли движение в центре Лондона.

Сильное кино с экзистенциалистским подтекстом. Входит в число 100 лучших британских фильмов по версии «Timeout».

Брендан Глисон, Киллиан Мерфи и Наоми Харрис в фильме «28 дней спустя»

«Хуан – истребитель зомби» (Испания – Куба, 2011)

Пожалуй, наиболее своеобразный фильм в нашем списке. Политическая сатира про зомби с элементами молодежной комедии (и кучей шуток «ниже пояса»).

Оригинальное название («Juan de los muertos») является отсылкой к вышеупомянутым «Рассвету мертвецов» и «Зомби по имени Шон». Действие фильма происходит на социалистической Кубе. В Гаване начинается зомби-апокалипсис. Хуан – человек, отказавшийся уезжать в США, потому что на Кубе можно ничего не делать, – собирает группу друзей и организует бизнес по уничтожению зомби.

Лейтмотивом в фильме звучат заявления правительства о том, что ходячие мертвецы на улицах – это, на самом деле, политические оппозиционеры, действующие по указке из Вашингтона. В качестве же решения проблемы власти предлагают провести коммунистическую демонстрацию в центре города – и, конечно, участники митинга постепенно превращаются в зомби. Показательно, что последний кадр в фильме – это Фидель Кастро в образе ходячего мертвеца.

Фильм удостоился хороших оценок от критиков и получил премию «Гойя» за лучший иностранный фильм на испанском языке, однако большого успеха у зрителей он не имел.

Если вам интересны политические сатиры на социалистические режимы и одновременно вы любите фильмы про зомби – тогда это кино однозначно для вас.

«Революция или смерть. Или они обе».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.