Жанна Д`Арк в Санкт-Петербурге?

30 мая Католическая церковь отмечает день памяти Святой Жанны Д`Арк — одного из самых почитаемых персонажей в мартирологе французских католиков. Мученица, известная также как «Орлеанская дева», является национальной героиней Франции. Фигура Жанны Д`Арк пользуется популярностью не только во Франции, но и во всех странах христианской культуры. В России образ Орлеанской девы всегда вызывал самое искренней восхищение у подавляющего большинства людей. В ближайшем будущем эта народная любовь жителей России к героине войны против англичан может получить материальной воплощение. Зимой-весной 2018 года в Санкт-Петербурге активно обсуждался проект возведения памятника Жанне Д`Арк в Северной столице. В чем значение установки памятника отважной француженке в городе на Неве?

Очевидно, что скромная девушка из деревни Домреми, сожженная на костре в 1431 году в возрасте 18-19 лет, не имеет никакого отношения ни к русской истории, ни к Санкт-Петербургу, основанному через 272 года после ее смерти. Тем не менее сама традиция установки памятников и появления топонимов, связанных с деятелями из других стран, не нова. Такие действия являются знаком хороших отношений между государствами или показывают идеологические предпочтения политической элиты. Например, в нашей стране практически сразу же после трагедии 1917 года и захвата власти большевиками Совет народных комиссаров постановил возвести ряд памятников людям, тем или иным образом оказавшим влияние на революционное движение. Среди этих персонажей были представители разных эпох и стран. Достаточно привести только несколько имен: Спартак, Брут, К. Маркс, Ф. Энгельс, Р. Оуэн; а также ряд французов — М. Робеспьер, Ж.-П. Марат, Ф. Лассаль, Ш. Фурье, К.-А. Де Сен-Симон, П. Лафарг и др. Большинство из памятников данным деятелям не сохранилось до нашего времени, однако показательной является сама инициатива.

На улицах французских городов тоже можно встретить места, напоминающие о России. В первую очередь это топонимы, связанные с дореволюционной историей, например, проспект Николая II в Ницце, бульвар Александра III в Каннах или улица Петра Великого в Париже, однако некоторые названия напоминают и о советской эпохе (скажем, «площадь Сталинград» существует в 9 городах Франции). Кроме того, можно вспомнить, что один из самых красивых мостов в центре Парижа назван в честь предпоследнего русского Императора. Если от названий перейти ближе к теме данной статьи, к скульптурным изображениям, то следует заметить, что в центре Парижа стоит памятник солдатам Русского экспедиционного корпуса, сражавшимся бок о бок с французскими союзниками во время Великой войны.

Париж. Памятник солдатам Русского экспедиционного корпуса

Возвращаясь к Жанне-Д`Арк, можно задаться вопросом, что особенного в этой героине французской истории? Почему именно Орлеанская дева пользуется такой любовью во Франции и на какое символическое значение имеет установка ее памятника в Санкт-Петербурге?

Жанна Д´Арк стала одним из наиболее значимых деятелей Столетней войны – именно так в современной историографии именуется череда вооруженных конфликтов между Англией и Францией в XIVXV веках («официальными» границами войны считаются 1337 и 1453 годы). Корни Столетней войны уходят в глубь XII века, когда после развода французского Короля Людовика VII с Алиенорой Аквитанской и брака бывшей королевы с наследником английского престола, будущим Генрихом II, англичане присоединили к своим владениям обширные территории на юге нынешней Франции. Политические и экономические противоречия между английским и французским королевствами неоднократно приводили к военным столкновениям между государствами на протяжении всего XIII и первой половины XIV века, а в 1340-х годах достигли особенной остроты. Тяжелейшие поражения французов при Слейсе (1340), Креси (1346), Пуатье (1356) и Азенкуре (1415); крайне неудачное правление душевнобольного Короля Франции Карла VI (1380-1422) и конфликт между герцогами Бургундским и Орлеанским привели к заключению выгодного для англичан договора в Труа (1420), согласно которому Король Англии Генрих V объявлялся наследником Карла VI в обход сына французского монарха. De facto, договор в Труа мог означать конец независимого французского королевства и присоединение его к Англии. Молодой дофин (т. е. наследник французского престола), желавший отстоять корону, не признал договор 1420 года. В окружении немногочисленных сторонников он начал править на землях к югу от Луары, сопротивляясь значительно превосходящим силам англичан и бургундцев. В октябре 1428 года англо-бургундская армия осадила Орлеан – последнюю мощную крепость в руках французов. Падение Орлеана означало бы неминуемую оккупацию остававшихся свободными французских областей. Наступил один из самых темных моментов в истории Франции.

В этой сложнейшей обстановке ко двору дофина в Шиноне явилась молодая крестьянка Жанна (себя она называла просто Жанной; современники знали ее как «Жанну-Деву», а фамилия «Д´Арк» появилась только в трудах историков, изучавших биографию героини). Она заявила, что слышит голоса святых, возвещавшие ей, что именно она снимет осаду с Орлеана, возведет на трон принца Карла и выгонит англичан из страны. Чтобы попасть ко двору, она заручилась поддержкой капитана крепости Вокулер Робера де Бодрикура, давшего Жанне сопровождающих, которые отвезли девушку к дофину. В марте 1429 года состоялась историческая встреча будущего Карла VII и Жанны, в ходе которой девушка смогла убедить принца в своей божественной миссии и получила под свое командование войско, с которым отправилась к Орлеану. Слухи о «посланнице Господа» распространились по всей стране. Появление Жанны чудесным образом подняло боевой дух войск, находившихся на грани катастрофы. Когда она приехала в Орлеан, население города с восторгом встретило ее. Ведя в бой своих солдат, Жанна в течение считанных дней нанесла ряд поражений англичанам и 8 мая вынудила захватчиков снять осаду. Эта дата до сих пор отмечается в Орлеане как один из главных городских праздников, а сама Жанна после этой победы получила прозвище «Орлеанская Дева».

Жанна Д`Арк

В течение следующих месяцев ведомое Жанной войско одержало серию побед над англичанами. 18 июня они потерпели чувствительное поражение при Пате. Целью Девы был не просто разгром англичан на континенте, но коронация дофина в Реймсе. Реймсский собор – это традиционное место миропомазания французских Королей (вспомним, например, что сюжет романа Ж. Распая «Государь» строится на том, что коронация монарха возможна только в Реймсе и нигде более). Для глубоко религиозной Жанны дофин не мог стать настоящим Королем несмотря ни на какие военно-политические успехи, пока он не будет помазан на царство. Поэтому летом 1429 года войско под командованием Жанны и Карла начало движение на Реймс, освобождая по дороге занятые англичанами и бургундцами города. 17 июля при необыкновенном народном воодушевлении прошла коронация Карла VII. Орлеанская дева стояла на почетном месте во время церемонии. Все понимали, что монарх обязан короной в первую очередь этой крестьянской девушке.

После яркой, повернувшей ход всей войны кампании весны-лета 1429 года Жанна уже не смогла добиться крупных успехов. Осторожный Карл VII был противником решительных действий. Кроме того, многие придворные недолюбливали смелую крестьянку и интриговали против нее. Весной 1430 года Жанна пыталась снять осаду с Компьеня, осажденного бургундцами, однако во время одной из стычек она была взята в плен, причем есть основания полагать, что ее пленение стало результатом предательства. Бургундцы продали Жанну англичанам, которые начали судебный процесс, обвиняя девушку в ереси. 30 мая 1431 года Орлеанская дева была сожжена на костре в центре Руана. После окончания Столетней войны, в 1452-1456 годах, был проведен оправдательный процесс, на котором жертву англичан признали невиновной. Жанна, пользовавшаяся невероятной популярностью в народе при жизни, стала настоящим символом Франции, одним из наиболее популярных персонажей французской истории. Наибольшим почитанием она пользовалась и продолжает пользоваться в консервативных и монархических кругах. Достаточно сказать, что батальон французских добровольцев, принимавший участие в испанском «Крестовом походе» 1936-1939 годов, был назван именно в честь Жанны. Отношение к Деве как к Божьей посланнице прошло через века, и в 1920 году Папа Бенедикт XV канонизировал Жанну.

Кем на самом деле была Жанна Д´Арк? Ведьмой, ловкой мошенницей, персонифицированным проявлением живых народных сил и национального самосознания или святой Девой, посланницей Бога? Представители разных философских и общественно-политических движений по-разному отвечают на данный вопрос.

Например, Вольтер в поэме «Орлеанская девственница» создал издевательский образ Жанны. Религиозность и искренние монархические чувства девушки из Домреми вызывали отвращение у самого известного «просветителя» XVIII века. В похабной поэме Вольтера действия всех людей, окружающих Жанну, имеют эротический подтекст; пожалуй, наиболее развратными и отвратительными персонажами в данном произведении являются представители Церкви. Негативное отношение «просветителей» к Жанне было обусловлено именно ее идеологией. Интересно, что в марксистской историографии, в которой институты монархии и Церкви рассматривались как сущности, тормозящие движение человечества к «светлому будущему», сформировался положительный образ Жанны Д´Арк. Отрицая, естественно, Божественное вмешательство в ее жизнь, марксистские историки рассматривали ее как яркого представителя народных масс, свидетельство французского национального духа.

Если уйти от марксистского взгляда на историю и согласиться с положением, что отдельно взятая личность все-таки может оказывать влияние на ход событий, то неизбежно встает вопрос о том, как трактовать удивительные события, которые окружали жизнь Жанны. Несомненно, чудеса, связанные с Орлеанской Девой, могут объясняться с рациональной точки зрения. Путь небольшого отряда Жанны из Вокулера в Шинон по территориям, контролировавшимся бургундцами, был необыкновенно опасен; Дева и ее спутники передвигались по ночам, каждую минуту рискуя попасть в руки врагов французской короны. Тот факт, что они смогли в целости и сохранности приехать ко двору дофина, представлялся им чудом, но скептик скажет об удачном стечении обстоятельств. По одной из версий, когда Жанна впервые попала на прием к Карлу, будущий монарх специально затерялся в толпе придворных, чтобы проверить, сможет ли «посланница Бога» узнать его среди других людей. Жанна безошибочно определила истинного дофина. Этому можно найти множество разнообразных объяснений, включая, например, версии, что само появление Девы при дворе было подстроено кем-либо из окружения Карла или что Жанна на самом деле была королевской дочерью, которую зачем-то тайно растили в деревне Домреми. Эта последняя гипотеза, не основывающаяся на заслуживающих доверия источниках, часто приводится как истолкование того факта, что крестьянская девушка прекрасно держалась в седле и разбиралась в военном деле. Успехи Жанны на ратном поприще могут быть связаны с верой ее солдат, что их ведет в бой Божья посланница; боевой дух французской армии оказался намного выше, чем у англичан и бургундцев, что оказало решающую роль на ход боевых действий. Французы видели штандарт Девы посреди сражения и были уверены, что Бог на их стороне. В качестве довода в пользу Божественной миссии Жанны часто говорят о ее неуязвимости на поле боя. Тем не менее, несмотря на свою «неуязвимость», она по меньшей мере дважды была легко ранена, под Орлеаном и под Парижем, о чем свидетельствуют хронисты и современники. С другой стороны, во время боя она представляла собой идеальную мишень для вражеских стрелков. Объяснить, почему во всех многочисленных схватках в нее попали лишь дважды, можно с точки зрения средневековой психологии. Английский или бургундский солдат, бесспорно, слышавший рассказы о «Божьей посланнице» Жанне-Деве, во время боя мог и поостеречься убивать девушку в доспехах со штандартом – вдруг она на самом деле послана на землю Божественной силой?

Рене Фальконетти в роли Жанны в «Страстях Жанны Д`Арк» (1928 г.) — одном из лучших фильмов про Орлеанскую Деву

Рациональное объяснение чудес Жанны можно противопоставить мистическому. Действительно, история знает много примеров вмешательства Божественного провидения в ход человеческих войн. Например, в 312 году, перед битвой у Мульвийского моста, Императору Константину было знамение в виде креста в небе и словами «Сим победиши». Солдаты Константина нанесли это изображение (лабарум) на свои щиты и одержали победу. В 844 году, во время легендарного сражения при Клавихо между христианами и мусульманами в Испании, апостол Сантьяго (Св. Иаков) спустился на землю, чтобы помочь терпящим поражение христианам. Появление невинной Девы, которая слышала голоса святых (по ее словам, архангела Михаила, Св. Екатерины и Св. Маргариты) и вела французов на борьбу с иноземными захватчиками, не является удивительным для религиозного сознания.

Каждый сам решает для себя, как относиться к Жанне. Наиболее важным для нас является не реальная историческая фигура, а ее образ в современности, те смыслы, которые он в себе заключает. Если в Санкт-Петербурге будет установлен памятник Жанне Д`Арк, это станет символическим жестом уважения к традиционной Европе и напоминанием об общих христианских корнях западноевропейской и русской культур. И это не может не радовать.

Нанси. Памятник Жанне Д`Арк.