Семинар в Князь-Владимирском соборе

3 марта 2002 года состоялась встреча редакции журнала «Начало» с прихожанами Князь-Владимирского собора. Добрые отношения между собором, а точнее его настоятелем о. Владимиром Сорокиным, и Институтом богословия и философии существуют еще со времен образования последнего. Правда в самом начале была известная и оправданная настороженность. Но опыт показал, что институт действительно православный. Сейчас настоятель храма принимает участие в деятельности института, встречается со студентами, его усилиями журнал Института попал в библиотеку храма, где потихоньку обретает своего читателя. Читатель самый разный, но объединяет и их и нас вера во Христа, и через веру стремление осмыслить реальность человеческого бытия. Нынешняя, состоявшаяся здесь встреча значима и любопытна по многим причинам, о которых мы и поговорим ниже. Во-первых, так вплотную, или, что называется, лицом к лицу, пожалуй, впервые пришлось редакции встретиться с «живым результатом» деятельности журнала, т.е. предстать перед своим читателем. Потому как читатель все-таки возникает в результате читаемого, а читаемое, в данном случае, — материалы нашего журнала. Особенно важно получить одобрение, внимание и поддержку своим скромным трудам со стороны духовного лица и его паствы. Ну и во-вторых, к результатам состоявшегося события можно отнести наметившиеся в ходе беседы совместные перспективы, общие деяния, обозначенные с целью их разрешения проблемы.

Князь-Владимирский Собор в Санкт-Петербурге

Особо активно обсуждались темы отношения Церкви и мира, степень участия мирянина в жизни Церкви и задачи образования. Первым вопросом, взволновавшим тесную аудиторию и вызвавшим горячее обсуждение, был вопрос о самоопределении к иноверию. Как относиться, не утрачивая евангельского духа любви к ближнему, к представителям другой конфессии, например, к католику? Одна прихожанка, имеющая опыт социальной благотворительности, рассказала, что в деле служения ближнему, требующем непосредственных, практических дел, нет людей более отзывчивых, благородных и сострадающих человеку, чем католик. Однако как только дело распространяется дальше, касается политики, то ситуация становится более путанной и настораживающей. По мнению о. Владимира, все неприятности, связанные с их некорректным вмешательством в наши дела, мы терпим со стороны нынешней администрации Ватикана. А с итальянскими католиками в целом, по его же словам, мы вполне умеем и дружить, и сотрудничать, и диалог вести.

Что же касается неизбывного для любого времени вопроса о вере и знании, то, как и всегда, с одной стороны отмечалось общее воодушевленное стремление знать, с другой же, некоторая растерянность — с чего же начинать, на что опереться, как найти ту связующую нить между истиной Церкви и жизнью мира. Несмотря на всю доступность и очевидность евангельского слова человеку, смысл его в обученном светскими науками мире не всегда ясен и предсказуем. Слишком много встает вопросов, требующих для своего разрешения освоения чего-то большего, чем просто чтение Евангелия, как это ни парадоксально звучит, ведь что может быть выше Слова, возвещенного Благовестием. Между решением вопросов и Благовестием встает «человеческий фактор», неотменимость которого справедливо провозгласил один из участвующих во встрече прихожан. Именно его необходимо, по словам прихожанина, актуализировать, возобновить, поставить во главу угла. Вот только пути этого возобновления оказываются, как показывает историческая практика, а в особенности опыт нашего советского и постсоветского образования, не так просты. Главное, не совсем понятно, откуда начинать возобновление человека? Слава Богу, что наша встреча, взаимопонимание и согласие в главном определялось тем, что для всех присутствующих было очевидно: что вне Церкви человека нет. Вне Церкви человек увядает и исчезает в итоге, но путь в Церковь неисповедим, говоря светским языком, непрогнозируем, далек от всеобщности и открыт только Богу. Ведь, несмотря на широкую, уже ставшую чем-то обычным (в порядке вещей), распространенность Евангелия по земле и наличие храмов на ее территории, врата в Церковь по-прежнему узки и таинственны и вхождение в них не подлежит рациональным прогнозам. Нельзя сказать, что знание и образование расширяют этот путь, однако с их помощью делается очевидным и его метафизическая узость, его трансцендентное начало, а та вечная «болтанка», в которой, согласно греческому мыслителю Гераклиту, пребывает праздная человеческая душа, приостанавливается ходом взыскующей мысли. Но иногда кажется, что нет никакой возможности протянуть руку блуждающему человеку с «острова спасения», ибо возможность спасения человека принадлежит Богу, как только Ему принадлежит знание заповеданного. Силою Царство Небесное берется, но силою ни одного человека туда не загнать. Априори человек свободен, т.е. вправе опираться на свою совесть, но с совестью тоже не так уж все просто, ибо совесть в спящей душе идет на поводу у своего ленивого «безумного» водителя. Тогда, может быть узнавшему Бога действительно следует оставить в покое другого, не знающего, позволить себе спасаться в одиночку и уважать чужой выбор, в том числе и не правый. Горьким опытом поделился симпатичный человек — катехизатор, всерьез увлеченный своей нелегкой миссией помогать людям входить в Церковь. Предмет его печали состоит в том, что оглашенные, не успев стать верными, покидают Церковь и ищут духовное на более доступных, более свойских путях. А их сейчас хоть пруд пруди. Почему люди покидают Церковь, так и не успев в Нее войти? Еще одно опасение не покидает катехизатора, касающееся уже нашего журнала, вообще знания, и в особенности философского. Ведь у всех на устах предостерегающие от философствования слова ап. Павла. И такое расхожее в житейской среде мнение об изначальной порочности знания, об искусительных и уводящих от Бога истинах человеческого разума. Но может быть, вся беда в том, что по большей части мы просто не достаточно знаем и себя, и разум и потому не способны разобраться в словах апостола. Не достаточно мы сведущи и в истории мысли, истории усвоения Благовестия человеческой культурой, одним словом, нам не хватает того самого образования, помогающего разуму различать и отделять одно от другого. Не есть ли образование, т.е. воспитание и обучение человека человеком, традиция усвоения всеобщего культурного наследия, отточенного и выношенного интеллектуальным постижением, самое непосредственное следование евангельской заповеди о любви к ближнему? Образование — это своего рода связующее начало человеческого сознания, удерживающее в нем всеобщее, приводящее его к единству. И прежде всего эта деятельность существует во имя другого. Как научить школьника, студента церковному взгляду на мир, человека, историю и при этом не впасть в какое-либо подобие сектанства, местничества, «истового», «фольклорного» православия в духе «православного» экстремизма? Как правильно, т.е. трезво соотнести себя с веком XX, XIX, XVIII и так далее? Вопрос упирается в проблему: как передать, сообщить, научить другого? Отвечает ли нынешнее время тому, чтобы читать Слово Божие без возобновления знания того, что же есть человек? Прекрасны и достойны всяческого уважения и восхищения женщины, посвятившие себя практическому служению ближнему, помогающие и ухаживающие за детьми и стариками, нуждающимися и болящими. Трогательны те, кто в одиночку пытается поднять себя, отыскивая духовную литературу на полках книжных магазинов. Но, как говорится, один в поле не воин, а поле ох как широко, почти не пахано и засеяно сорняковой всячиной. И потому вопрос о возможности подлинного серьезного обучения обнаружил всю свою насущность и неотменимость в ходе обсуждаемых проблем.

И вот на этом маленьком пятачке приходской библиотеки образовалась общность людей, в своем единодушном стремлении направленная на соединение, сотрудничество, соработничество. И кажется, наметились даже очертания совместных деяний. Кто-то высказал желание прослушать лекции о православном видении искусства, кому-то оказались очень важны рубрики нашего журнала, посвященные анализу русской классической литературы, и мы взяли сей факт себе на заметку. В свою очередь, катехизатор согласился поделиться своим непростым опытом в толковании Евангельского слова оглашенному на страницах «Начала». Возникла живительная среда общения, направленного в своей основе на хранение и продлевание слова Божьего, созидающего Церковь и за вратами храма. То есть ситуация, на удивление соответствующая смыслу слова «Начало», вынесенного в название нашего журнала, и адекватность этого названия подверглась самому пристальному вниманию со стороны о. Владимира. Действительно, начало так соотносимо с подлинно человеческим делом, смысл которого состоит в том, чтобы всегда начинать уже давно начатое. Начинать, несмотря на все неминуемые в пути ошибки и падения, заблуждения и потери. Ибо одним из тех даров, что сообщает вера, является и отпущенное нам по великой милости Господней чаяние о том, что с каждым часом все только начинается, что еще ничего не закончилось, что конец как неотвратимость неисправимого и безнадежность как кромешный удел человеческого существа преодолимы и бессловесны в итоге. Ибо только в слове есть безначальная причастность к началу и Словом живет и образуется человек. И остается только надеяться, что начало, положенное этой встречей, не растворится в добрых намерениях и пожеланиях, не забудется в суете мирских занятий, но совершит, согласно своему смыслу, добрую службу в делах каждого из участников.

 

Журнал «Начало» №12, 2002 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.