Русская Классическая школа — островок православной педагогической мысли

Все служит одно другому в великом создании Божьем,
и нельзя не видеть, что вся природа есть творение Одного Всеобъемлющего Ума.

К. Д. Ушинский

Современная палитра сферы образования помимо обычной государственной школы представляет собой очень разнообразный спектр направлений, методик обучения и воспитания. В отличие от советского времени, когда выбор образовательной системы, как и мировоззрения человека в целом, был выбором государства и, по сути, был предопределен, сейчас каждый родитель имеет возможность выбрать ту или иную систему образования и воспитания. Школы раннего развития (включая практику работы с новорожденными), всевозможные курсы и методики «развития сверхинтеллекта», Вальдорфская система образования, школа Монтессори, множество частных школ и т.д. и т.п. — все это доступно при желании и наличии денежных средств. Порой у современного родителя разбегаются глаза – что выбрать, какую систему предпочесть? Как разобраться в этом море образовательных программ и методик? А для родителя православного прежде всего встает вопрос – как та или иная система образования влияет на душу ребенка, какие  несет в себе мировоззренческие основы? Мы не будем останавливаться на вопросе о том, почему в церковных кругах иногда с некоторой настороженностью воспринимают вальдорфскую систему педагогики и некоторые другие школы, и даже относят их к разряду педагогических сект[1], наша задача осветить некоторые островки православной педагогической мысли в бурном море образовательных систем. Речь пойдет о Русской Классической Школе (сокращенно РКШ).

«Русская Классическая Школа – образовательная система будущего, проверенная прошлым» — читаем как некоторый девиз на сайте РКШ[2]. На какое прошлое опирается РКШ и каковы её главные идеи? Попробуем ответить на эти и некоторые другие вопросы.

РКШ возникла в Екатеринбурге в 2008 году, благодаря инициативе православных родителей и профессиональных педагогов, почитателей и продолжателей педагогического дела К. Д. Ушинского. Педагогическое наследие этого удивительного человека современные ученые-педагоги рассматривают с позиции христианской антропологии и доказывают неоценимое значение его книг для воспитания ребенка в процессе познавательной деятельности. «Педагогика, основанная на психологии, советует развивать душу человека сообразно с ее природой, а душа человека… родится христианкой: это и есть та гуманность, о которой наиболее обязано заботиться истинное воспитание»[3], — писал в 1862 году К. Д. Ушинский —  педагог, живший в 19 веке, и так точно чувствовавший вневременные принципы воспитания …

Основные  принципы, на которых построена программа РКШ: природосообразность, целостное восприятие предмета, опора на традицию, на христианские ценности.

Природосообразность – принцип, который предполагает максимально учитывать психовозрастные особенности ребенка, в  приобретении нового знания опорой и мостиком является уже существующий жизненный опыт ребенка. В обучении грамоте этот принцип, например, обуславливает использование звукового метода — метода, которого придерживался К. Д. Ушинский. По сути этот путь, который проделывает последовательно каждый ученик, повторяет  исторический путь появления письма: от выделения звуков в речи до появления письменного текста. Поэтапно эта последовательность выглядит так: «Сначала мы учим детей выделять в собственной речи отдельные звуки; потом вводим буквы в качестве значков для этих звуков; затем, после того как ребёнок овладел буквой как значком для слышимого звука, практически изучаем несовпадения произношения и написания и их причины в каждом конкретном слове; лишь потом уже, только во втором классе, переходим к самым простым общим правилам орфографии и словарным словам»[4]. Для взрослого, соприкоснувшегося в своем собственном учебном опыте чаще всего с принципом освоения материала заучиванием, для которого понятие «вызубрить» равно понятию «быть успешным», не всегда просто понять, принять и довериться принципу природосообразности; сложно порой спуститься вниз (на самом деле-перейти на более высокий педагогический уровень) — к природе ребенка. Это для нас, взрослых , сложно — почему «агурец» звучит «неправильно», через «а», а для ребенка-дошкольника первое соприкосновение со словом — это звук, и очень важно научиться выделять в слове отдельный звук — это большой, очень важный этап работы слухового и речедвигательного анализаторов. Постепенно (повторяя путь «от звука к букве») ребенок естественным путем, вместе со взрослым, приходит к нашему привычному и «правильному» «огурцу». Возможно, кого-то смутит: не возникнет ли у ребенка каша в голове, не помешает ли ему «углубление в фонетику» в дальнейшем в письме; может быть, лучше сразу заучить «огурец» — запомнится на всю жизнь? Опыт работы РКШ и её предшественников показал — наоборот,  только соотносясь с принципом природосообразности, можно сформировать интуитивную грамотность. Заучить, конечно, все можно — человеческий организм (особенно если речь идет о здоровом человеке) удивительно вынослив и терпелив… Но если мы идем против природы ребенка, не соотносимся с её  потребностями и возможностями, а «натаскиваем», сразу показываем систему букв и др., требуем механического запоминания без опоры на опыт (слуховой, двигательный и др.), то сам организм ребенка иногда восстает: часто мы видим детей усталых и тревожных, а как следствие — не хотящих учиться, убегающих от учебы в болезнь, в виртуальную реальность и т. п. Сильный ребенок — здоровый в физически и эмоционально — справится (будет успешным с минимальными потерями) скорее всего с любой системой, а вот остальные… Цель опоры на принцип природосообразности — не «быстрее, выше, сильнее!» любыми способами в короткие сроки, а формирование глубинных навыков мыслящего неповерхностного человека, формирование осознанности, гармоничное развитие личности  (не «сверхчеловека», но здорового человека) — и все это легко и без надрыва, следуя за психовозрастными возможностями ребенка.

В основе программы РКШ —  выстраивание материала в виде последовательной продуманной системы, формирующей целостное мышление. То есть, например, если в блоке «природа» берется для изучения тема «злаковые растения», рассматривается предмет с точки зрения биологии в соответствии с возрастом детей, то потом эта же тема рассматривается и  через поэтический материал, и в кропотливой работе над текстом. Таким образом, избегается хаотическое выдергивание примеров из совершенно несвязных тем лишь для того, чтобы учащиеся уяснили ту или иную конструкцию русского языка (или темы из биологии); так же как и не используется «мотивирующий материал», активизирующий воображение ребенка в реальности, абсолютно не соотносящейся с изучаемой темой (как пример: привлечение персонажей, мультяшных героев, чтобы «заинтересовать»). Одна и та же тема, рассмотренная с разных сторон, разными учебными блоками, формирует ощущение многообразия мира и основательного погружения в предмет изучения. Прививается осмысленное, вдумчивое отношение к тексту, происходит формирование интуитивного чувствования родного слова. Язык, которым написан «Детский мир», — образный, в нем нет логических громоздких объяснений; поэтический дух, который пронизывает общее повествование, развивает воображение. Таким образом происходит не только гармоничное развитие логической мысли, но так же и чувств ребенка. В восприятии ребенка «возникает ощущение полифонии, многоголосной музыки, одновременного звучания, развития и взаимодействия множества мелодий и голосов»[5]. Связующим звеном повествований является человек, для которого все создано и через которого проходят все жизненные потоки. К. Д. Ушинский дает детям доступный курс антропологии: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца вселенной»; «Все служит одно другому в великом создании Божьем, и нельзя не видеть, что вся природа есть творение Одного Всеобъемлющего Ума»[6].

Учебный материал РКШ, помимо формирования у ребенка мысли о Божественном домостроительстве, погружает в родную культуру, способствует тому, чтобы учащийся узнавал обычаи и традиции, впитывал народную мудрость. О важности народной традиции в формировании личности писал, например, прот. В. Зеньковский: «Мы не можем созреть вне национальной стихии, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие»[7]. Он так же назвал все то, что хранится в народной душе «социальной традицией» и писал о том, что «кто из нас не усвоит среднего минимума социальной традиции, тот не может войти в современную жизнь, понять все то, что в ней происходит, не может стать самостоятельным человеком и творцом новой жизни»[8].  В «Родное слово»,  «Детский мир» и «Хрестоматию» К. Д. Ушинского включены тексты народных песен, былин, сказок. Хорошо, если помимо ознакомления детей с текстами, происходит проживание детьми и окружающими их взрослыми традиции — совместное пение, народные игры, колядование, выпечка жаворонков и т. п. Все это дает возможность не абстрактно соприкасаться с изучаемым «материалом», а быть его наследником и носителем традиции, делает процесс обучения радостным и запоминающимся… Приведу небольшую заметку, написанную об уроке фольклора с детьми  в пос. Вырица, где родители, объединившись, недавно тоже создали РКШ:

«Девочки первого класса слушали песню «Загануть бы семь загадок», записанную фольклористами из Тарногского района Вологодской области в аутентичном исполнении. Слушали частями, пытались разобрать слова, отгадать загадки. Мы вместе разбирали непонятные слова, рассуждали, почему именно такой образ тому или иному явлению дан в песне. Интересным было то, с каким азартом они это делали, как подпрыгивали, когда удавалось найти отгадку, с каким старанием пытались повторить мелодию, не совсем простую. Мне всегда жаль, что в такие моменты нет камеры рядом, а у меня не хватает рук записать гениальные ответы и высказывания детей. Почему, например, «камень ростет без коренья, без отростенья»? Камень же вообще-то не растет, а «человек» — подойдет как отгадка? А что такое «безурывно, бесперестанно» — почему так сказано про речку и про плач младенца? А почему в песне поют «мИсяц» и «рИцка», а не «месяц» и «речка»? Вот в одной только песне — и про фонетику-развиваем внимание к звуку, и про геологию, и про художественные образы, и о диалектах, и о старинных словах, и пр.,и пр…».

Песня не вызвала у девочек ни недоумения, ни раздражения — такую реакцию часто можно наблюдать у взрослых, слушающих фольклор без обработки — аутентичный, совсем не похожий на классическую музыку. Удивительно, на сколько ярко иногда видно, как по природе близок фольклор детям, как он сразу откликается в них…

Сейчас центры РКШ существуют  по всей стране, все большее количество родителей узнает об этой системе образования, становятся ее приверженцами. В Санкт-Петербурге, Москве и других городах можно найти классы или семьи, занимающиеся по программе РКШ, в социальных сетях создаются группы заинтересованных родителей, педагоги РКШ из Екатеринбурга устраивают педагогические семинары… Школе, возникшей в пос. Вырица (Ленинградская обл., Гатчинский район) не много лет, но она уже имеет свой облик, свою атмосферу, свои маленькие традиции.

Мы попросили сказать несколько слов о школе её директора – Александру Андреевну Зацарную, многодетную маму, преподавателя начальных классов РКШ.

— Александра Андреевна, расскажите, как и когда  Вы познакомились с РКШ, чем эта программа привлекла Вас? 

— О программе мне рассказала многодетная мама, активист родительского движения  Евгения Беспалая, практик семейного образования. В это время наша старшая дочь Евдокия училась очно-заочно в первом классе. И мы по крупицам собирали лучшие учебники, программы, идеи. Это было и сложно, и достаточно бессистемно на выходе. Русская Классическая Школа была находкой, где есть и нравственность, и осмысленность, и системность и … даже наша любимая каллиграфия — в общем всё, что мы искали.

— Знакомы ли Вы лично с создателями РКШ, если да, расскажите о Вашем опыте общения.

— Да, познакомиться лично и пообщаться  с Татьяной Анатольевной Алтушкиной удалось  на семинаре РКШ для педагогов и организаторов классов в 2019 году, который проходил в Горном университете Петербурга. Опыт и отношение к делу Татьяны Анатольевны вдохновляет, вселяет уверенность. И сейчас мы существуем благодаря её поддержке. Здесь же мы (на семинаре побывали я и Инна Вениаминовна —  наш учитель математики  начальных классов) познакомились с Ириной Анатольевной Горячевой, создателем блока Словесности в программе, и с другими практикующими педагогами-разработчиками программы. Удалось задать и решить многие  практические вопросы.

— Как набрались смелости организовать РКШ в Вырице?

Всё началось с двух семейных классов для двух старших дочек: второго и четвертого, и с курсов каллиграфии. И шаг за шагом всё собралось вот в такую маленькую «семейную» школу, где каждого ребёнка слышно и видно, его идеи, пожелания, трудности находят отклик, где родители при желании могут принять участие в образовательном процессе, в подготовке праздников, внести какие-то свои созидательные идеи.

— С какими трудностями столкнулись при создании школы?

— Трудностей и вопросов было много… В первую очередь это помещение… Но всё с Божьей помощью, иногда самым неожиданным образом, решалось и устраивалось.

— Кто-то Вам помогал?

— Да. На начальном этапе помогали дружественные педагоги и родители. Сейчас очень значима помощь Татьяны Анатольевны Алтушкиной, создавшей программу;  Андрея Анатольевича и Дмитрия Андреевича Заикиных, предоставивших школе светлые просторные помещения с прекрасной территорией для прогулок и занятий спортом в ДООЦ «Маяк» на посильных, льготных условиях. В школе учится много детей из многодетных семей, проект без помощи благотворителей вряд ли смог бы развиваться.

— Как  Вы нашли учеников, педагогов?

— Учениками стали дети из семей, ищущих глубокий осмысленный подход в образовании, доброжелательную среду, личностый подход. Многие уже были знакомы с программой Русская Классическая Школа, ведь она набирает всё большую популярность. Родители, которые ищут лучшего, как правило рано или поздно находят Русскую Классическую Школу☺. А педагоги… многие пришли сами, заинтересовавшись проектом, некоторых привлекли из числа ближних и дальних знакомых, и сейчас педагогический состав такой, что на уроках интересно не только детям, но и нам — организаторам школы.

— Сталкивались ли Вы с бюрократическими трудностями?

— Все бюрократические трудности решает аккредитованная школа в Гатчине, к которой мы прикреплены и где аттестуемся.

— Есть ли в школе какие-то особенности, традиции? Активно ли родители участвуют в школьной жизни?

— Да, это и есть одна из традиций — активное участие родителей, семей в праздниках, мероприятиях школы. Обычно это традиционные игры, хороводы, песни и чаепития за общим столом, где каждая семья может поделиться, рассказать о традициях своей семьи, о своём опыте. Ещё есть традиция несколько раз за учебный год отправляться в паломническо-краеведческие поездки по историческим местам края. Мы уже побывали в Великом Новгороде, Старой Ладоге, Пскове, Порхове, Изборске, Тихвине. В планах Выборг, Старая Русса, Вологодчина… Ведущие поездок — это наш преподаватель истории Сергей Геннадьевич Фирсов — кладезь знаний и мудрости, и Марина Геннадьевна Кузнецова-Миловидова, создатель незабываемых атмосферных экскурсий.

— Занимаясь по программе РКШ, что можете сказать о достоинствах программы, о её недостатках?

— Слова, которые характеризуют программу, это — глубина, осмысленность, последовательность, логичность, природосообразность. О недостатках… Если считать недостатками то, чего не достаёт, не хватает, то сейчас очень не достаёт программы по русскому языку для средней школы. Для начальных классов она давно существует и прекрасно работает, а для средних — находится на заключительном этапе создания. После увлекательных, взаимосвязанных с другими дисциплинами, уроков для 1-4 классов трудно переходить на стандартные программы — к хорошему быстро привыкаешь☺. Сейчас Ирина Анатольевна Горячева заканчивает редакцию методического материала — ждём с нетерпением.

— В какой степени система, разработанная в веке 19м, соотносится с реалиями жизни детей века 21го? Нет ли впечатления искусственно созданной реконструкции, например, при погружении детей в тексты 19го века с уже совсем незнакомыми понятиями и словами? Что дает это погружение детям?

— Программа прошла через преобразования и опыт современных практикующих учёных-педагогов и, ничего не потеряв, стала ещё прекрасней. Она подходит тем, кого Русская Культура, История, Опыт не отталкивают, а привлекают, являются жизненно необходимыми. И дети очень внимательно ищут значения слов, с радостью делают этимологические открытия о происхождении и взаимосвязи слов, которыми они пользуются в повседневном языке. Это наш культурный код, так сказать. Без корней не может быть листиков, а тем более плодов.

— Некоторым родителям (это видно также на форумах в интернете), которые стали заниматься по программе РКШ, на дошкольной стадии вхождения в программу кажется очень непривычным сильный акцент на фонетике, неслоговое обучение чтению. Что Вы можете сказать об этих принципах программы? Как здесь работает принцип природосообразности, способствует ли программа формированию интуитивной грамотности? 

— Хотим мы этого или не хотим, а развитие фонематического слуха, знакомство с логикой языка, участие в поиске правильного ответа, а не знание правил  создают фундамент будущей грамотности. Правила русского языка в Русской Классической Школе дополняют живой детский опыт начиная со второго, третьего класса. Мы используем звуко-буквенный метод, а не слоговой, чтобы дети сразу привыкали к осмысленному чтению. «Ба-бу-бя» действительно помогают быстрее научить детей читать, но не приучают детей к тому, что всё написанное несёт какой-то смысл. Должно его нести.

— Можно ли сказать, что программа РКШ, уделяющая большое внимание родному языку, имеет гуманитарный уклон? Что можете сказать о точных дисциплинах в РКШ?

— Программа по арифметике — это без преувеличения вершина русской педагогической мысли в этой области. Всё логично и последовательно вытекает из одного в другое, от простого к сложному, задания не пугают и не отталкивают ребёнка своей «заковыристостью» и туманностью, да, задания на развитие логического мышления есть, но они всегда идут в завершение своей темы.

— Почему в РКШ большое внимание уделяется каллиграфии? Что дает это искусство современному человеку?

— Каллиграфия  — это искусство без которого у человека просто не развиваются многие нейронные связи, необходимые в жизни. Переход в середине 70х годов от двухнажимного письма, имеющего природные ритмы (напряжение-расслабление — это как вдох и выдох, как сокращение сердца), к однонажимному повлекло за собой множество трудностей в современном образовании, не только отсутствие хорошего почерка, а почерк имеет взаимное влияние на характер. О важности каллиграфии можно говорить очень много, это-тема отдельной беседы…

 — В школе большое внимание уделяется каллиграфии, а какие еще, помимо основных, предметы есть в школе? 

 — В нашем расписании также присутствую такие предметы, как фольклор (это и игры, и песни, и хороводы, и ремёсла, и даже игра на гармони и балалайке), хореография, риторика (учимся правильно и красиво говорить), греческий язык, верховная езда у мальчиков, домоводство и рукоделие у девочек, и, как я уже говорила, практическое краеведение. А ещё в планах у нас совместные туристические походы с профессиональным инструктором. Будем приобретать походные навыки и необходимые для этого знания.

— Дети в школе хотят учиться?

— Да! Конечно, дети —  это дети, и они устают от уроков, но всё посильно, потому что есть динамические разминки, смена поз сидя-стоя (слушаем, как правило, сидя, пишем  — стоя) , гимнастика для глаз, прогулка. А главное — потому что интересно!

 — На Ваш взгляд, корректно ли в целом связывать воспитание и образовательный процесс? В обычных общеобразовательных школах напрямую отказываются от воспитательного процесса, делая акцент именно на образовании,  как РКШ решает этот вопрос?

 — Да. Без воспитания невозможно создание дружелюбной поддерживающей обстановки, единого коллектива. Мы стараемся избегать развития конкуренции между детьми. Чаще: «кто вместе?», » кто дружно?», а не «кто первый?»

— Согласны ли Вы с утверждением, что интеллектуальное развитие и воспитательный процесс — это две совершенно разные составляющие в жизни ребенка?

— Я думаю, никто из родителей не хочет видеть своих детей бессердечными интеллектуалами. Беда современного образования как раз и заключается в стремлении к гиперразвитию интеллекта, способностей, в ущерб нравственным качествам.

— Где же та грань, которая определяет степень и качество влияния образовательной системы на  душу ребенка, если оно все-таки есть?

— Вопросы становятся всё глубже и тоньше… Конечно, влияние  есть. Мы — это не только те предрасположенности, которые нам передали родители, но и то, чем питаются наши чувства, мысли; и чем младше ребёнок, тем важнее выбрать для его души здоровую пищу.

— Наверняка, в вашей повседневной школьной жизни много радостных, а может быть и смешных моментов, связанных с высказываниями детей, какие-то открытия, совершенные вместе с детьми, интересные диалоги, мероприятия, которые запоминаются детьми и взрослыми на долгое время. Поделитесь тем, что Вас вдохновляет:).

— Вдохновляют живой интерес детей, их отклик…, предложения, которые удаётся воплотить. Например, ученики нашего «среднего звена» сами предложили готовить и вести уроки по текущей теме у первоклассников, и получилось прекрасно. Хотим развивать этот опыт. А ещё у нас есть такая игра «в открытия», взятая из опыта В. А. Сухомлинского — находясь на природе, которая, надо сказать, окружает нашу школу, мы замираем в тишине, ничего не говорим, а только слушаем и смотрим… А потом делимся друг с другом своими открытиями. И удаётся заметить многие удивительные вещи, на которые просто так не обращаешь внимания.

— Что бы Вы могли посоветовать родителям, стоящим перед выбором образовательной программы?

— Изучать, лично знакомиться с материалом, с подходом, сравнивать, смотреть где душа откликается.

— Расскажите немного о том, чего ждете в развитии РКШ в Вырице. Ждете ли Вы новых учеников? 

— Да, мы ждём и любознательных учеников и вдохновлённых педагогов. Это  и будет развитием школы.  Ждем единомышленников и соратников! Мы открыты для знакомства и общения, для созидательного сотрудничества. Также подробнее о нашей школе и о всех мероприятиях можно узнать на страничке Вконтакте «Русская классическая Школа в Вырице».

Закончить нашу небольшую заметку о РКШ хочется фразой педагога К. В. Ельницкого, который  писал: «Подобно тому, как яблоня или грушевое дерево всасывает в себя воду и другие вещества и из них вырабатывает прекрасный плод, так точно человеческий дух, воспринимая знания, из них вырабатывает новый продукт, плод духовный. И этот плод есть нечто высшее, более духовное, чем те знания, которые первоначально были восприняты»[9].

Статья частично опубликована в журнале «Детская Миссия» 3/2020 (№ 11)
Фотографии Ульяны Самсыгиной


[1] Информационно-консультационный центр св. Иринея Лионского [электронный ресурс]. URL: https://iriney.ru/pedagogicheskie/

[2] Русская классическая школа [электронный ресурс]. URL: https://russianclassicalschool.ru/

[3] Цит. по:  Горячева И.А. Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики. С.27

[4] Урлапова В. П. Об ошибках в применении методик РКШ: https://russianclassicalschool.ru/methods/nachalnaya-shkola/arifmetika/item/986-v-p-urlapova-ob-oshibkakh-v-primenenii-metodik-rksh.html

[5] Горячева И.А. «Детский мир» и Хрестоматия К. Д. Ушинского. Часть I. Методическое пособие для учителя начальной школы. С. 13

[6] Там же. С. 5.

[7] Зеньковский В. В. Психология детства, С. 44.

[8]Там же. С. 43.

[9]Ельницкий К. В. О воспитании. С.178

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.