Проблема алкоголизма и наркомании среди молодежи. Православный взгляд

Настоящая заметка представляет собой изложение опыта, накопившегося у меня за время работы в центрах социальной адаптации прп. Серафима Вырицкого в д. Пошетни Псковской области и свт. Василия Великого в Санкт-Петербурге на 16-й линии В.О. Центр прп. Серафима Вырицкого работает с молодыми людьми от 18 лет и старше, имеющими тяжелые формы химической зависимости — наркомании, токсикомании, алкоголизма. Центр свт. Василия Великого занимается с подростками от 14 до 18 лет, совершившими преступления той или иной степени тяжести, направляемыми в центр по решению суда, и играет роль промежуточного звена между свободной жизнью и жизнью в колонии или спецшколе закрытого типа.

Анализ накопленных наблюдений не привел к открытию чего-либо абсолютно нового. В основе указанных проблем лежит не какой-нибудь новый вирус или неизвестный науке ген. Суть явления — в тяжелой форме поражения ума и — как следствие — и тела. Истоки этой поврежденности ума в отсутствии нравственных границ для познающей мир души. «Все познай», «ничего не принимай на веру» — таковы, прямо или косвенно, девизы современной молодежи. И девизы эти не сами по себе зародились в молодежной среде. Осознанно или бессознательно они внушаются юному неокрепшему уму всем окружающим его миром и постепенно становятся его собственным убеждением. Но действительно ли все надо познать?

Здоровому духом и телом человеку свойственна активность, свойственна деятельная жизнь. Это естественное свойство человека проявляется в нем с первых шагов его жизни. Именно деятельное начало заставляет появившегося на свет ребенка активно познавать окружающий его мир Божий. Потрогать, взять в рот, рассмотреть, послушать. Через органы чувств и активные члены тела развивающаяся душа воспринимает мир и деятельно осваивает его. Стремление к познанию — естественное свойство человека, оно было вложено Богом уже в первого Адама и само по себе не является грехом (Быт. 2,19–20). Грех входит в человеческую жизнь тогда, когда это естественное свойство ничем не ограничивается, когда познанию подлежит все, когда нет нравственных запретов, ограничивающих естественное стремление и заключающих его в определенные рамки. Для первого человека таким ограничителем был запретный плод. В нем и только в нем было заключено все не подлежащее познанию как гибельное для человека. Мы знаем, какую цену заплатил Адам и все его потомки за свое любопытство. Не думаю, что есть необходимость подробно объяснять, что между «вкусить» и «познать» в данном случае стоит знак равенства. Так, уже самый первый безнравственный поступок в истории человечества стал причиной по сути вселенской катастрофы. С этого момента в истории человека нравственная оценка всякого поступка неотменимо становится определяющей его истинную цену. Этические нормы выстраивают для человека тот коридор, двигаясь по которому только и возможно угодить Творцу. Процесс познания мира, началом которого является само появление человека на свет Божий, не составляет исключения. Каким образом? Очень просто. Любое добровольное ограничение свободы действий человека есть результат работы этой самой нравственной оценки поступка — того внутреннего механизма, который присущ каждому человеку от рождения. При этом совсем не обязательно сначала совершить поступок, познать его неприемлемость для себя, а потом отказаться от его повторного совершения. Для нравственно здорового человека достаточно того, что существует запрет на его совершение. И независимо от того, кто является источником запрета — Господь Бог, родители, государство или кто-либо еще, такой человек не нарушает его, когда же возникает противоречие между заповедями Божьими и человеческими, тогда вступает в силу закон иерархии нравственных ценностей, среди которых наиважнейшими являются заповеди Божьи. Присутствие этой иерархии в человеке есть не что иное, как наличие истинного правоосознания.

Но что означает безнравственный поступок, совершенный впервые? Его можно назвать актом познания, результат которого суть личное грехопадение, а оно, конечно, далеко не всегда осознается. Хотя несомненно, что совесть и сердце человека, если только он не задушил в себе к этому моменту совесть, и сердце его не окаменело, — оба эти свидетеля не замедлят явить свое неприятие этого факта. Совесть возопиет, и сердце заплачет по утраченному раю, раю внутреннего мира души, не знающей нарушения заповедей. Почему? Да потому, что Дух Жизни, Дух Божий отступит от человека, и невозможно не почувствовать этого и не затрепетать. Если мы вспомним свои первые детские грехи, то живо ощутим это чувство своей греховности. Таким образом, понятно, что девиз «Все надо попробовать» не приемлем, и процесс познания для человека благоразумного вполне естественно ограничивается пониманием того, что есть вещи, которые пробовать, т.е. познавать, поистине смертельно опасно. И совсем не обязательно хоть раз наступить на грабли, чтобы понять, что последствия мало приятны.

Но если с этим согласиться, то встает новый вопрос. Почему homo sapiens — человек разумный — так на самом деле слеп разумом и от отца к сыну, из рода в род повторяет этот путь негативного, губительного познания «запретных плодов»? Церковь отвечает просто и понятно: наша слепота — результат грехопадения Адама, последствием которого стала удобопреклонность человека ко греху. Это свойство человека начинает проявляться в нем уже в раннем детстве, зачастую еще в младенческом возрасте. Солгать, взять чужое, не послушать родителей, позавидовать — все эти нарушения нравственных запретов практически с неизбежностью совершаются детьми, чуть ли не тогда же, когда они научаются говорить и самостоятельно передвигаться. Даже блудные игры, вплоть до непосредственного блуда, не такая уж невероятная редкость среди детей дошкольного возраста. Еще более дикими являются случаи убийств, совершенных детьми, но они также засвидетельствованы. Но тогда что же — все предопределено, и нет никакой возможности у человека удержаться от греха? Да! Потому что «нет человека, иже поживет и не согрешит». Да! Потому что «все согрешили, и нет ни единого праведного». И нет! Потому что Господь говорит: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4,7).

Да, есть промысел Божий о каждом человеке, хотя воспитание в благочестивой семье не является гарантией от дальнейшего падения. И так уже от Адама и Евы. Но это не значит, что мы не должны активно противостать греху. Не опускать руки ввиду бесполезности воспитания перед лицом неумолимо надвигающегося на человека падшего мира, но противостать греху и также неотступно делать свое дело, сеять истинно разумное и доброе — не к этому ли призывает нас Евангелие. Синергия — соработничество человека с Богом — то, без чего невозможно спасение человека. И это один из главных моментов евангельской проповеди.

Вернемся к исходному моменту наших рассуждений. К необходимости ограничения процесса познания мира. Где и когда человек начинает уклоняться за черту приемлемого? Уже в раннем детстве в этот процесс начинает привноситься новый элемент — тяга к развлечениям, т.е. к различным влечениям ума. Напрашивается вопрос — кто и куда влечет детский ум? Понятно кто — тот же, кто ввел в соблазн Адама, ввергает в этот соблазн и всякого человека, родившегося в мир. Но во младенчестве Господь не попускает ему действовать непосредственно. Его действие на младенца опосредованно, оно происходит через родителей и тех детей и взрослых, с которыми ребенок входит в контакт.

Известно, что характер ребенка формируется в первые три года жизни. А к 6-ти–8-ми годам основные жизненные установки в человеке уже складываются в достаточно твердую жизненную платформу. Позиция «все для меня», «жизнь — череда сплошных удовольствий», «надо попробовать все, что обещает тебе быть приятным», «делай все, что хочешь, нарушай любые запреты, только не попадайся» — эта позиция складывается уже в этом возрасте. Дальше она только укрепляется и находит себе обоснование в рассуждениях развивающегося в том же направлении ума. Совершенно естественным и логичным следствием этой позиции являются все те проблемы молодежи, о которых заявлено в самом начале: это и наркомания, и алкоголизм, и токсикомания, и компьютерная зависимость, и половая распущенность, и юношеская преступность.

Стремление потакать детям во всем, отсутствие ограничений, как для тела, так и для души ребенка (для тела — любая еда, любые игрушки и одежда, для души — любое общение, любые формы игр и развлечений); исполнение любых детских капризов, безумное оберегание детей от каких-либо — даже самых примитивных — форм труда, необходимых уже в самом раннем детстве, отсутствие религиозного воспитания, — вот те корни, которые потом питают дерево полного эгоизма и, как следствие, падения во все возможные пороки.

Одно из ведущих мест в этом процессе занимает массовая культура — прежде всего, телевидение и кино, а в настоящее время все больше компьютер и интернет. Отсутствие фильтра в их зачастую и в основном негативном влиянии на воспитание — прямая вина родителей и всего общества в целом. Правильно выстроить и умело направить процесс воспитания — насколько это в наших силах — такова задача воспитателей, в этом, собственно, и состоит профилактика указанных проблем. Если же этого нет, то возникает духовная болезнь, приводящая к постепенной деградации личности, потери интереса к жизни во всей ее полноте. Лень, неумение и нежелание трудиться, нежелание думать и, тем более, размышлять на серьезные темы — таков итог подобного воспитания. Единственным раздражителем, тотчас вызывающим бурную активность, является возможность вновь и вновь погрузиться в омут тех страстей и пороков, в плену у которых пребывает данный конкретный человек. В итоге девиз «Познай все!» приводит к сужению сознания до самых примитивных форм — человек и его страсть, требующая постоянного удовлетворения, — вот в чем состоит вся жизнь.

Что касается методов излечения уже недугующих, это то, чем, собственно, занимается Церковь от своего основания. Но без активного участия всего общества в целом эта задача решается только для одиночных, исключительных случаев. А именно — только для тех, кто волею Промысла Божия знакомится с работой центров, занимающихся этой проблемой, кто, наконец, так или иначе вводится в церковное лоно и постепенно исцеляется благодатию Божией. Путь отрезвления не нов. Прежде всего, это личная «метанойя» — перемена ума и осознание греховности всей предыдущей жизни, желание побороть пленившую тебя страсть. Следующим необходимым шагом является полная изоляция от тех видов раздражителей, которые, так или иначе, вызывают воспоминание и тягу к прежнему греху. Это, во-первых, перемена обстановки и абсолютная невозможность общаться с теми, с кем доселе пускался во все тяжкие. Затем, полный запрет на употребление любых средств изменения сознания. Отсутствие телевизора, мобильного телефона, плеера или магнитофона, компьютера, отсутствие праздного времяпровождения, когда мысль начинает вновь и вновь возвращаться к воспоминаниям о прежней жизни. Кроме того, строгий режим дня, занятия с воспитателями, консультантами, психологами и социологами — все это, вместе с посещением храма, молитвенным правилом, беседами катехизического характера, постепенно приводит воспитанника в состояние ума, способного мыслить и анализировать. Тогда, не ранее третьей недели пребывания в центре, начинаются некоторые заметные подвижки в личности поступившего в центр человека. Нередко они приводят его к постепенному осознанному воцерковлению. И хотя доля таких воспитанников не высока, в лучшем случае, одна треть, но и такой скромный результат стоит затраченного труда.

Однако масштаб проблемы таков, что только с помощью Церкви и тех немногочисленных центров, которые пытаются что-то сделать, она не может быть решена сколько-нибудь успешно. Составление программ воспитания и образования на всех уровнях, внедрение этих программ — задача высшей власти. Без участия государства невозможно поставить барьер и на пути потока безнравственной продукции массовой культуры. Введение цензуры — насущная задача для власть предержащих. Совершенно необходим православный видеоканал. Да! Существует православное радиовещание. Например, «Град Петров» — официальная радиостанция Санкт-Петербургской митрополии. Но число его слушателей не так велико, как хотелось бы. Телевидение поможет выйти на качественно новый уровень в деле просвещения и воспитания. И не только детей и юношества, но и человека зрелого возраста. В этом деле уже есть некоторый накопленный опыт. Он показывает, что телевидение может и должно быть не узко конфессиональным каналом, интересным только для людей глубоко церковных, но и той трибуной, с которой прозвучит голос Церкви, по возможности понятный и доступный каждому. Показ фильмов с обсуждением и комментарием, фильмов самых разных, в том числе и нашумевших блокбастеров, беседы и диспуты с учеными, деятелями культуры, священниками и богословами — все это может быть и интересно, и поучительно, и нравственно выверено, хотя и в рамках телевизионного жанра. Такое телевидение, с одной стороны, должно быть высокопрофессиональным, с другой оставаться в рамках дозволенного. Трудная задача, но тем более требующая решения.

Насущным остается и введение религиозного образования, начиная с детского сада и кончая высшей школой. Основы православной культуры должны быть преподаваемы, в соответствии с уровнем понимания аудитории, на всех этапах воспитания и образования человека. Это сложная и ответственная задача, причем и государственная тоже. Пока она решается лишь на уровне приходских общин, отдельных школ и отдельных вузов, невозможна серьезная перемена в нравственном облике общества.

Ссылки на то, что Церковь не готова к такому масштабному делу, что невозможно выполнить его хорошо, что мало способных катехизаторов, что много нетрезвомыслия и инакомыслия даже в самой Церкви, — несостоятельны. Никогда не будет ситуации выложенной на блюдечке готовности. Утопично как ждать ее, так и стремиться к ней. Никакое человеческое дело не может быть выстроено идеальным образом, но это не означает, что надо сидеть сложа руки. Апостолы не испугались своей малочисленности, но смело вышли на проповедь, а для того, чтобы решать неизбежные проблемы, встающие на пути, существует испытанный Церковью метод. Всякое возникающее недоумение должно обсуждаться совместно и находить соборное решение. Так было, и так должно быть всегда. Важно склонить власти к принятию решения о введении такого предмета, установить конкретные и жесткие сроки для подготовки к этому шагу и начать планомерную и вполне определенную работу. А именно: поиск финансовой базы, подготовку методических учебных пособий, подготовку и аттестацию кадров и, наконец, введение самого предмета с последующим отслеживанием и коррекцией результатов, с инспекцией на местах и т.д. Но первое, что необходимо сделать, — это начать серьезный диалог с властями. Без их поддержки — и это объективный факт — никакое дело не может получить статус общегосударственного. А именно такой статус должно иметь это дело. Только в этом случае можно ожидать значительного изменения ситуации.

В заключение, несколько слов хочется сказать о трезвомыслии. Не надо думать, что нам когда-нибудь удастся здесь на земле построить сколько-нибудь нравственно здоровое общество. Все мыслимые пороки в той или иной степени будут иметь место, и поэтому необходимость в борьбе с ними будет в обществе всегда. В разные периоды истории общество и Церковь решали эту проблему по-разному. В наше время возникла новая форма этой работы — центры реабилитации и центры социальной адаптации для избавления от разных форм зависимости и духовного плена.

Усилия по работе с трудными подростками, по работе с различными формами пагубной зависимости, предпринимаемые в подобных центрах, — дело, серьезность которого надо справедливо оценить. Тот опыт, который постепенно в них накапливается, важен не только для них самих, он может помочь в деле установки заслонов на пути распространения пагубных недугов. И потому работа их должна получить подобающую оценку и поддержку. Труд этот, хотя и неизбывен, хотя необходимость в нем была и есть и будет всегда, но это труд, исполнение которого суть одна из характеристик жизнеспособности общества. Подводя итог и осознавая невозможность сколько-нибудь полно исчерпать все особенности перечисленных проблем и наметить безошибочные пути их решения, хочется подчеркнуть следующее. Ясно со всей очевидностью, что решаемы они могут быть только на пути взаимодействия Церкви, общества и государства. И подай нам, Господи, дерзновения встать на этот путь и сил и терпения идти по нему.

Журнал «Начало» №22, 2010 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.