Художественный фильм «Порода»: правила жизни от Франсиско Франко

В 1939 году в Испании закончилась Гражданская война, победу в которой одержали сторонники генерала Франсиско Франко. Генерал опирался на альянс правых сил, выступивших в 1936 году против режима Второй республики. Добившись успеха на полях сражений, франкисты, естественно, хотели продемонстрировать и свое нравственное превосходство над противниками.

Важную роль во франкистской пропаганде играл синематограф. Кино было любимым видом искусства самого Франко, который любил смотреть по вечерам вместе с семьей художественные фильмы. Эту страсть каудильо разделял со своим известным современником – Иосифом Сталиным-Джугашвили. Оба диктатора всегда уделяли большое внимание киноиндустрии своих стран и даже принимали активное участие в создании новых картин. Джугашвили лично просматривал сценарии многих фильмов и вносил в тексты свои корректировки. Лидер испанских «белых» пошел еще дальше. Вскоре после окончания Гражданской войны Франко написал повесть, переработанную в сценарий картины, которая должна была показать мiру «правильную» версию конфликта.

Афиша фильма «Порода»

В результате в 1942 году на экраны вышел фильм «Порода» (La Raza). Название картины часто переводят на русский язык как «Раса», что представляется ошибочным: в отличие от русского, первое значение слова raza в испанском – «знатность, благородство происхождения», а не биологическое деление человечества на группы. В фильме речь идет именно об аристократизме, а отнюдь не о расовых теориях, чуждых режиму Франко.

Режиссером картины стал Хосе Луис Саэнс де Эредия, представитель старинного дворянского рода, двоюродный брат основателя «Фаланги» Хосе Антонио Примо де Риверы и один из наиболее известных испанских кинорежиссеров третьей четверти XX века. Фильм стал самым дорогостоящим проектом в испанском синематографе своего времени. В съемках было задействовано около 1500 человек в массовке, было создано более 500 костюмов. Поддержку в продюсировании фильма оказывал сам именитый автор сценария, который, однако, предпочел скрыть свое имя и фигурировал в титрах под псевдонимом «Хайме де Андраде». Только в 1964 году Франко признал, что именно он стал сценаристом «Породы».

Чуррука-старший с детьми

Фильм показывает историю одной испанской семьи в начале XX века и во время Гражданской войны. Педро Чуррука, глава семейства и капитан испанского военно-морского флота – настоящий рыцарь без страха и упрека. Он гибнет во время испано-американской войны 1898 года, и воспитанием его маленьких детей занимается мать, которая растит их в традициях испанской военной аристократии.

Когда дети становятся взрослыми, дороги членов семьи Чуррука расходятся: Хосе следует по стопам отца и выбирает карьеру военного, Педро-младший встает на путь политика, Хайме уходит в монастырь, а их сестра Изабель вступает в брак с офицером. После начала Гражданской войны Хайме вместе со всей братией его обители расстреливают республиканцы, Хосе оказывается в армии «белых», а Педро становится видным деятелем в лагере «красных».

Республиканские солдаты, ворвавшись в монастырь, пьют из чаши для Причастия

Оказавшийся в республиканском лагере Педро сохраняет остатки родственных чувств к братьям несмотря на идеологические разногласия с остальными членами семьи. Когда в монастырь Хайме врываются республиканские солдаты, монах звонит своему брату, говоря, что Педро – это единственный член семьи, до кого он может дозвониться, чтобы попрощаться перед смертью. Педро в ужасе предлагает Хайме назвать свою фамилию и сказать, что он брат одного из лидеров Республики. «Никто не посмеет тебя тронуть», — кричит Педро, но Хайме предпочитает разделить участь своих собратьев по обители.

В конечном итоге семейные чувства в Педро оказываются сильнее идеологии и политических пристрастий. Пользуясь своим служебным положением, он пытается передать франкистам секретные документы, а потом бесстрашно признается в этом руководителям Республики и идет на смерть.

Педро Чуррука-младший

В картине прослеживаются автобиографические детали из жизни самого Франко. Несколько поколений его предков были морскими офицерами; мать Франко, как и героиня фильма, была набожной католичкой; у каудильо было два брата и сестра (еще одна сестра умерла в раннем детстве). Один из братьев генерала, Рамон, придерживался левых политических взглядов, но после начала Гражданской войны примкнул к «белым» и погиб в авиакатастрофе.

Франко не только пытался представить в фильме опыт своей семьи, но и хотел показать идеал образцовой испанской фамилии. В «Породе» легко прослеживается взгляд генерала на то, каким должен быть настоящий мужчина. По мнению Франко, для испанца есть два достойных пути: карьера военная либо духовная, каждая из которых в равной степени благородна. Импульсивный офицер Хосе не менее симпатичен, чем спокойный монах Хайме. В то же время политики и негоцианты отличаются в фильме крайне отталкивающими качествами. Не имеющие представления о таких понятиях, как честь и достоинство, они думают только о своей выгоде.

Хосе целует любимую девушку перед уходом на фронт

В фильме постоянно подчеркивается преимущество аристократизма перед посредственностью. При этом аристократизм понимается Франко не столько в социальном смысле, сколько в духовном. В словаре Королевской академии испанского языка в качестве одного из значений слова «аристократия» приводится следующая формулировка: «Группа людей, выдающихся в своей сфере деятельности в силу определенных обстоятельств». По мнению авторов фильма, истинный испанец должен всегда стремиться возвыситься над своим окружением, быть духовно выше обычных людей. Настоящее благородство может проявляться у представителей любой социальной группы. Главное – это быть честным католиком, примерным семьянином, храбрым солдатом и искренне любить свою страну. Именно таким людям и посвящен фильм Саэнса де Эредии.

В левой публицистике Франко часто сравнивают с Гитлером, а сторонников каудильо – с германскими нацистами. Насколько оправданно такое сравнение – это вопрос, который выходит за рамки данной статьи. Тем не менее интересно сопоставить пропагандистское кино франкистов с произведениями, показывающими торжество идей национал-социализма. Легко заметить кардинальные различия между идеалами франкистов и гитлеровцев. Классика нацистского пропагандистского синематографа – «Триумф воли» Лени Рифеншталь. Авторы документальной картины буквально превозносят массовость – толпы людей, приветствующих фюрера, тысячи членов партии, собравшихся на съезд в Нюрнберг, войска СС. Личность теряется посреди этого столпотворения. Сама сила героев фильма Рифеншталь заключается в количестве, а отнюдь не в чести и благородстве, что разительным образом отличается от идеалов сценариста «Породы».

Нет в фильме Саэнса де Эредии и характерного для нацистов воспевания достоинств рабочего класса в противовес остальным социальным группам. В «Триумфе воли» с любовью показаны молодые улыбающиеся лица немецких рабочих. К пролетариату принадлежат и главные герои известных нацистских пропагандистских фильмов «Квекс из гитлерюгенда» и «Ханс Вестмар – один из многих». В то же время в «Породе» подчеркиваются преимущество дворянского происхождения (хотя, как следует заключить из фильма, благородство может быть свойственно людям из любого социального слоя).

Один из лидеров Республики

«Порода» рисует субъективную картину Гражданской войны в Испании. Республиканцы показаны однозначно отрицательными персонажами, в то время как франкисты положительными, и пытаться изучать историю конфликта по этому фильму было бы некорректно. Тем не менее «Порода» дает возможность понять образ мыслей победителей в Гражданской войне, разобраться с тем, как они видели сами себя и (что немаловажно) какими они хотели бы быть. Фильм может представлять интерес для всех, кто интересуется историей конфликта 1936-1939 годов. Яркие зарисовки из жизни республиканской Испании, скрупулезно восстановленные детали униформы «белых» и «красных», еще недавно звучавшие на настоящей войне солдатские песни – все это придает некоторым сценам практически документальный характер. В фильм вплетены кадры из кинохроники, которые органично вписываются в общее повествование именно благодаря этой «документальности» картины.

Премьерный показ фильма состоялся в резиденции Франко в Эль-Пардо в присутствии ближайшего окружения каудильо. Франко сидел в первом ряду вместе с режиссером. По окончании просмотра на глазах генерала выступили слезы. «Очень хорошо, Саэнс де Эредия, Вы это сделали», — произнес он, обращаясь к режиссеру.

 

Цитаты из фильма:

-Папа, а правда, что моряки и военные перед смертью всегда нарядно одеваются?

-Это так. Если человек празднично наряжается для важных событий своей жизни, то почему бы ему это не сделать в торжественный день своей славной смерти? Когда мужчине приходит время умирать, он умирает с надменностью, беззаботностью и величием.

Исполнение своего долга тем достойнее, чем большего самопожертвования оно требует.

Действительно, деньги могут принести человеку удовлетворение, но счастье заключается в других вещах.

Разум — это наше право, а доброта — это наш долг.

Даже без военных планов и без оружия они всегда победят в битве против пустых людей. Они – это те, кто чувствуют в глубине своей души высшее зерно благородного происхождения, те, кто избраны для выполнения великой задачи вернуть Испании ее судьбу.

(ребенок, который смотрит на парад франкистских войск в Мадриде)

-Мама, как это называется?

-Это называется порода, сынок.

 

Франсиско Франко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.