К статье Тейяра де Шардена

В.Ю.Пореш

В.Ю.Пореш

Одна из основных тем Тейяра де Шардена — это тема единства и солидарности человеческого рода. Его статья написана в 1939 году, вскоре после начала второй мировой войны. Именно раскрытие для человеческого сознания необходимости фундаментального единства может быть, по Тейяру, смыслом этой мировой катастрофы. Теперь, более чем через 50 лет после начала этих событий, можно ли подтвердить его диагноз? Вопрос слишком важен и глобален, чтобы ожидать на него простого ответа. Но что же происходит сейчас с нами, со странами Восточной Европы, после падения коммунистических режимов, и особенно — в Югославии и в бывшем СССР? Во имя разного рода мелких национализмов развязываются бесконечные кровавые конфликты.

В стремлении к национальному самоутверждению где-нибудь в Чувашии восстанавливают язычество, которое понимается как истинно чувашская религия, а православие называют религией оккупантов. Русские националисты только себе дают право высказываться от имени русского народа (и бывают очень удивлены, когда узнают, что, например, чуваши отказываются от чести считать себя русскими). Национальные конфликты грозят стать основной проблемой ближайших десятилетий.

Мысль Тейяра де Шардена о единстве, об осознании этого единства как пути решения — это мысль благородная и дерзкая, и она требует мужества, чтобы принять ее всерьез. Такого же, какого требует Евангелие.

Масштабность его мысли может быть чрезвычайно важной для нас хотя бы потому, что уводит от провинциализма и обращает к подлинной реальности, более трудной, иногда печальной, но всегда содержательной и увлекательной.

 

Журнал «Начало» СПб №1 1994г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.