Цветочки славного мессера Франциска и его братьев

Перевод c раннеитальянского А.А.Клестова по G.L. Passerini, Firenze, Sansoni editore, (parte 1,cap. 1,p. 1-6:parte2,cap.1,p. 144—152)

Раздел 1

ТАКОВЫЕ ЦВЕТОЧКИ СЛАВНОГО МЕССЕРА СВЯТОГО ФРАНЦИСКА И ЕГО БРАТЬЕВ

  1. В начале как святой Франциск обратил мессера Бернарда из Ассизи

stfrancisСначала следует знать, что славный мессер святой Франциск во всех делах своих был привержен Христу, так что как Христос в начале своей проповеди избрал двенадцать апостолов, чтобы они оставили все земное и следовали за ним в бедности и в других добродетелях, так же святой Франциск избрал в начале основания Ордена двенадцать товарищей, наставников высочайшей бедности. И, как один из двена­дцати Апостолов Христа, отвергнутый Богом, в конце концов удавил­ся, так же один из двенадцати товарищей святого Франциска, имя ко­торому было Джованни делла Капелла, отступив, в конце концов сам же себя и удавил. И, да будет это для избранников Божиих великим примером и понуждением к смирению, напоминанием, что никому не следует быть уверенным до конца, что он пребывает в милости Божией. И, как те святые Апостолы были для всего мира чудом святости и полноты Духа Святого, точно так же эти святейшие сподвижники святого Франциска были людьми такой святости, что от начала (апо­столов) и до сегодняшнего дня мир не имел таких удивительных и святых людей, так что некто из них был восхищен на третье небо, как святой Павел, и это был брат Эгидий; другого, т.е. брата Филиппа Лунго, ангел коснулся углем из очага по губам, как пророка Исайю; некто, т.е. брат Сильвестр, говорил с Богом, как говорит один друг с другим, так как же, как сделал это Моисей; некто возносился тонко­стью своей мысли в пределы света божественной Мудрости, как орел, т.е. Иоанн евангелист, таковой был смиреннейший брат Бернард, ко­торый глубочайшим образом толковал святое Писание; некто из них был святым и вознесен на небо, живя еще в миру, и это был брат Руфин, благородный человек из Ассизи; и так все были отмечены чудес­ным знаком святости, как и станет ясно в дальнейшем.

Первым сподвижником святого Франциска был брат Бернард из Ассизи, который обратился таким образом. Когда святой Франциск был еще в одежде школяра, хотя уже отринул мир, и, жалкий и измож­денный от покаяния, воспринимался многими как бы глупым и поло­умным, так что родные и горожане забрасывали его грязью и камня­ми, а он терпеливо сносил, словно немой и глухой, — в это время мес­сер Бернард из Ассизи, который был одним из наиболее благородных, богатых и мудрых людей города, по счастью начал замечать в святом Франциске, в столь безмерном презрении мира, великом терпении к несправедливости, когда в течение двух лет, отвергаемый и ненавиди­мый всеми он оставался спокойным и терпеливым, — так вот, начал он задумываться и говорить себе: Не иначе, как этот самый Франциск приобрел великую милость Божию. И таким вот образом пригласил он его поужинать и разделить кров, а святой Франциск принял и ужи­нал с ним и остался ночевать. Тогда мессер Бернард положил в сердце своем испытать его святость и велел приготовить ему постель в своей собственной комнате, в которой всегда горела лампада. А святой Франциск, для того чтобы скрыть свою святость, как только вошел в комнату, тотчас бросился на кровать и представился спящим, и мес­сер Бернард точно таким же образом, после того как улегся спать, на­чал храпеть, как будто бы спит глубоким сном. По этой причине свя­той Франциск, действительно считая, что мессер Бернард спит, вско­рости встал с постели и начал молиться, возведя очи и воздев руки к небу, и с великой набожностью и жаром говорить: «Боже Мой, Боже Мой!» И так восклицая и сильно плача оставался до утра все время повторяя: «Боже Мой!», — и ничего другого. Так говорил святой Франциск, созерцая и восхищаясь неизреченным превосходством ве­личия Божия, каковое соблаговолило сойти в мир, что лежал в поги­бели и через своего ничтожного слугу Франциска замыслило явить орудие спасения души его и других. И вот, просветленный пророче­ским духом в предвидении великих дел, какие Господь должен был явить через посредство его и Ордена его, и в сознании своей немощи и ничтожности, он просил и умолял Господа, чтобы по своей милости и всемогуществу, без коих ничего не могут человеческие слабые силы, сподобил бы ему, пособил бы, совершил бы то, чего он от себя не мог сделать. Мессер Бернард, увидев при свете лампады благоговеннейшие движения святого Франциска и внимательно поразмыслив о словах, произнесенных им, почувствовал, что Дух Святой коснулся его и вдохновил к изменению жизни, о чем, дождавшись утра, оповес­тил он святого Франциска, говоря ему так: «Брат Франциск я совер­шенно решил в сердце своем покинуть мир и следовать за тобой, куда бы ты не приказал мне». Слыша это, святой Франциск возрадовался в сердце своем и сказал так: «Мессер Бернард, то, что вы говорите, яв­ляется таким огромным и трудным делом, что об этом следовало бы спросить совета Господа Нашего Иисуса Христа и умолить его, пусть укажет, в чем его воля и научит, как мы могли бы привести это в ис­полнение, а потому пойдем вместе к дому Епископа, где есть один хо­роший священник и отстоим Обедню, а потом останемся молиться до третьего часа, прося Господа, чтобы он указал нам через три места в молитвеннике путь, по которому он хочет нас направить». Ответил мессер Бернард, что это ему весьма нравится. После того они двину­лись и пошли к Епископу, а затем, как отстояли Обедню и были на мо­литве до третьего часу, священник по просьбе святого Франциска взял молитвенник и, сотворивши крестное знамение, вот так открыл его с именем Нашего Господа Иисуса Христа три раза. В первый раз открылись слова, которые говорил Христос в Евангелии молодому человеку, который спросил о пути совершенства: «Если ты хочешь быть совершенным, иди и продай то, что ты имеешь и раздай бедным и иди и следуй за мной». Во второй раз открылось такое слово, какое Христос говорил Апостолам, когда послал их проповедовать: «Не бе­рите ничего с собой, ни посоха, ни кошелька, ни обуви, ни денег», — желая при этом научить их, что все их земные надежды им следует возложить на Бога и приложить все свое старание к проповеди свято­го Евангелия, при третьем разе открылось в молитвеннике такое сло­во, какое Христос говорит: «Кто хочет следовать за мной, отвергни себя и возьми крест свой и следуй за мной». Тогда говорит святой Франциск мессеру Бернарду: «Вот совет, который Христос дает нам, итак, иди и всецело сделай то, что ты услышал, и будь благословен Господь Наш Иисус Христос, который соблаговолил показать свой евангельский путь». Слыша это, мессер Бернард вышел и продал то, что имел, а был он очень богат и с великой радостью раздал все бед­ным, вдовам, сиротам, странникам, монастырям и госпиталям, и во всем этом святой Франциск помогал ему с преданностью и усердием. Некий человек по имени мессер Сельвестр, видя, что святой Фран­циск сам дает столько денег бедным и позволяет раздавать, движи­мый жадностью, говорит святому Франциску: «Ты же вовсе не запла­тил мне за те камни, какие ты купил у меня для восстановления церк­вей, а поскольку теперь у тебя есть деньги, плати». Тогда святой Франциск, пораженный такой жадностью и, не желая спорить с ним, как истинный блюститель Евангелия, опустил руки на колени мессе­ра Бернарда, и, полные денег, переложил их на колени мессера Сельвестра, говоря, что если он пожелает больше, ему больше будет дано. Довольный полученным, мессер Сельвестр ушел и вернулся домой, а вечером, размышляя о том, что произошло днем, раскаиваясь в своей жадности и размышляя о рвении мессера Бернарда и о святости свя­того Франциска, в следующую ночь, а также в две другие получил от Бога такое видение, что изо рта святого Франциска исходит золотой крест, который вершиной своей касается неба, а концы распростер­лись от востока до запада. Вследствие того отдал он Богу то, что имел, и сделался братом, и достиг в Ордене такой святости и милости, что разговаривал с Богом, как делает это один друг с другим, чему много раз был свидетелем святой Франциск, и о чем ниже будет сказано. Точно так же мессер Бернард получил такую милость от Бога, что не­однократно восхищен был для лицезрения Божия и святой Франциск говаривал ему, что он достоин всяческого почитания и что он основал этот Орден, ибо он первый покинул мир, не оставив себе ничего, но от­дав все нищим Христовым, и, начавши евангельскую бедность, пре­дал себя нагим в руки Распятого, Его же надлежит нам восхвалять во веки веков. Аминь.

Раздел 2

В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ МЫ ОБРАТИМСЯ К БЛАГОЧЕСТИ­ВЫМ РАЗМЫШЛЕНИЯМ О СЛАВНЫХ СТИГМАТАХ БЛАЖЕННОГО ОТЦА НАШЕГО МЕССЕРА СВЯТОГО ФРАНЦИСКА, КАКОВЫЕ ПОЛУЧЕНЫ НА СВЯТОЙ ГОРЕВЕРНИИ

Так как названных Стигмат было 5 в соответствие с ранами Хри­ста, поэтому этот небольшой трактат будет иметь 5 частей:

В первой будет, каким образом святой Франциск достиг горы свя­той Вернии,

Во второй — жизнеописание и беседы, какие он вел с товарищами н выше названной горе,

В третьей — серафическое явление и образ Стигмат, В четвертой — как святой Франциск спустился с горы Вернии за­тем, что он получил Стигматы и вернулся в монастырь Санта Мария (дельи Анджели),

В пятой будут некоторые явления и божественные видения о выше названных славных Стигматах, случившиеся после смерти святого Франциска святым братьям и другим благочестивым и святым лю­дям.

Что касается первой части, да будет известно, что святой Фран­циск в 1224 г., будучи по времени избран Богом 23 года, двинулся из долины Сполето в Романью с братом Леоне, своим сподвижником; в пути проходил он около замка Монте Фельтро, в каковом замке слу­чился тогда некий большой пир и турнир для молодых рыцарей одно­го из тех князей Монте Фельтро. Святой Франциск, услышавши о торжестве, какое здесь происходит, а также, что собраны многие дос­тойные люди из различных стран, — так вот, говорит святой Фран­циск брату Леоне: «Пойдем туда, на этот праздник и с помощью Бо- жией попробуем сотворить какой-нибудь добрый плод духа». А меж­ду теми достойными людьми, какие случились на этом турнире, был один благородный человек из Тосканы, имя которому было мессер Орландо да Кьюзи ди Кзентино, каковой, вследствие тех необычных рассказов, какие он слышал о святости святого Франциска, питал к нему великое благоговение и имел величайшее желание увидеть его и услышать его молитвы. Как только святой Франциск поднялся к это­му замку, он входит внутрь и идет там на площадь, где была собрана целая толпа всех этих благородных рыцарей, и в духовном рвении поднимается на некое каменное возвышение и начинает молиться, выбрав для молитвы такие слова из Библии: «Настолько прекрасно то, что я ожидаю, что всякое наказание мне радостно, а строки эти по вдохновению Духа Святого». Он молился так благоговейно, так глу­боко свидетельствуя через различные страдания и боль святых Апо­столов и святых Мучеников, через тяжкие покаяния святых Исповед­ников, через множество испытаний и искушений святых девственниц и других святых, что все люди обратили взоры и свои помыслы к нему и слушали, как будто говорил Ангел Господень; между ними выше на­званный мессер Орландо, тронутый в самое сердце Богом от удиви­тельной молитвы святого Франциска, положил в сердце своем клят­ву, чтобы поговорить с ним после молитвы о делах души своей. Тогда после окончания молитвы он направился в сторону святого Франци­ска и говорит ему: Отец, я хотел бы посоветоваться с тобой о спасении души моей. Отвечает святой Франциск: «Очень по душе мне это, но ступай сейчас и поприветствуй друзей твоих, которые пригласили тебя на праздник и пообедай с ними, а после обеда мы вместе погово­рим, как только ты пожелаешь». Итак, мессер Орландо отправился обедать, после вернулся к святому Франциску и таким образом при­уготовил и изложил ему дела души своей полностью, а в конце сказал этот мессер Орландо святому Франциску: «У меня есть в Тоскане одна благословеннейшая гора, которая называется Монте делла Верния, место очень уединенное и спасительное, и очень приспособлено для того, кто хотел бы покаяться вдали от людей или кто хочет вести уединенную жизнь; если тебе это по душе, я охотно отдал бы ее тебе и твоим товарищам во спасение души моей». Как только услышал свя­той Франциск о таком щедром даре и о деле, какого он очень желал, его охватила великая радость, и, прославляя и благодаря за все Бога, потом мессера Орландо, так говорит ему: «Мессер, когда вы вернетесь к себе домой, я пошлю к вам двух моих товарищей и вы покажите им ту гору, и, если она покажется им пригодной для молитвы и для совер­шения покаяния, с того часу я принимаю ваш милостивый дар». Ска­зав это, святой Франциск ушел и, по завершении своего путешествия, он вернулся в Санта Мария дельи Анджели, а мессер Орландо точно так же, после завершения того торжества, вернулся в свой замок, ко­торый назывался Кьюзи и который был не более чем одна миля от Вернии. Итак, по возвращении святой Франциск был в Санта Мария дельи Анджели и послал двоих своих товарищей к выше названному мессеру Орландо, каковые, после того как они добрались до него, были приняты с великой радостью и любовью. И, желая показать им это место на горе Верния, он послал для их благополучия 10 воору­женных людей для того, чтобы они защитили их от лесных дикарей, и таким образом под охраной эти братья поднялись на гору и старатель­но осмотрели ее; наконец пришли они на одну очень благословенную часть горы и очень пригодную для созерцания, в каковой части была некая равнина, и это место чрезвычайно подходило для жизни их и святого Франциска, и, с помощью тех вооруженных людей, которые были вместе с ними, сделали некий шалаш из веток; таким образом согласились они и приняли во имя Господне, гору Верния и место для братьев на этой горе и удалились. А по возвращении к святому Фран­циску, как пришли они к нему, так и пересказали, как и каким образом они обустроили место на горе Верния, чрезвычайно пригодной для молитвы и созерцания. Святой Франциск, услышав эту новость, очень обрадовался, и, славя и благодаря Господа, обратился с радост­ным лицом к этим братьям и говорит им так: «Дети мои, мы прибли­жаемся к Великому Посту с дней святого Михаила Архангела, я твер­до верю, да будет на то воля Божья, этот Великий Пост мы проведем на горе Верния, по божественному провидению явленной нам к чести и славе Божьей и его славной Матери, непорочной Марии и святых Ангелов, мы в покаянии, данном нам Христом, посвятим этой благо­словенной горе». И тогда, сказав это, святой Франциск взял с собой брата Массео ди Мариньяно д’Ассизи, — это был человек великой рассудительности и красноречия, — брата Аньоло Танкреди д’Ассизи, а это был очень благородный человек и был в свое время рыцарем; брата Леоне, а это был человек великой чистосердечности и правди­вости, отчего святой Франциск очень любил его и почти всякий свой секрет ему открывал. С этими тремя братьями святой Франциск при­нялся молиться, и, затем, по окончании молитвы, вверив себя и выше названных братьев молитвам братьев, какие остались, отправился вместе с этими тремя братьями, во имя Иисуса Христа распятого, к горе Верния. И святой Франциск, когда они шли, позвал брата Массео, одного из трех товарищей и так сказал ему: Ты, брат Массео, бу­дешь нашим защитником и главой в этом путешествии пока мы идем и остаемся вместе, итак, воспользуемся нашим добрым правилом, и что будем говорить дело и хранить молчание, не будем думать вперед ни где нам спать, ни где есть, но только, когда наступит час утренней зари, мы купим немного хлеба, и так остановимся ненадолго отдохнем в том месте, которое Господь нам укажет. И тогда эти братья поклони­лись и, осенив себя крестным знамением, вышли; и в первый вечер они остановились в некоем месте у братьев. Во второй вечер, из-за плохой погоды, а также потому, что устали, они не могли добраться ни до братьев, ни до какого-нибудь замка или какого-нибудь жилья; как только наступила ночь и ухудшилась погода, они укрылись до утра в одной заброшенной и пустынной церкви, где и расположились отдох­нуть. И как только товарищи уснули, святой Франциск бросился мо­литься; вот в первую стражу является громадное число злейших де­монов с шумом и страшным скрежетом и начинают сильно приста­вать к нему, так что один колол его сюда, другой туда, один тянул его вниз, другой вверх, один угрожал ему одним, другой укорял его в дру­гом, и так и другим каким образом ухищрялись они сбить его с молит­вы, но не могли, поскольку Господь был с ним. Оттого, когда святой Франциск уж достаточно натерпелся от этих демонов, он начал гром­ко кричать: «О духи проклятые, вы это не посмели бы, если бы рука Господня вам не позволяла, и потому от имени Бога всемогущего я го­ворю вам, чтобы вы делали с моим телом то, что вам позволено от Бога, ибо я это выдержу добровольно, так как у меня нет большего врага, чем тело мое и потому, если вы за меня отомстите моему врагу, вы окажете мне огромную услугу». Ну тогда демоны с великим шу­мом и неистовством набросились на него и поволокли его по церкви и с еще большей силой набросились и докучали ему, чем в первый раз. А святой Франциск тогда принялся кричать и молиться: «Господь мой Иисус Христос, я благодарю тебя за такую любовь и милость, какую ты даешь мне, так как это знак великой любви, когда Господь сильно наказывает (раба своего) за все наши пороки в этом мире, отчего мы не будем наказуемы в другом, и я готов радостно переносить всякое наказание и боль, какую ты, Господь, мне хочешь послать по моим гре­хам». Тогда демоны, смущенные и побежденные таким его постоянст­вом и смирением, удалились. А святой Франциск, окрыленный ду­хом, вышел из церкви и зашел в лес, который был там рядом, и где бро­сился на колени и молился, ударяя себя со слезами в грудь, стараясь узреть Христа суженного и возлюбленного в душе своей; и долго так он разговаривал с ним благоговейно как со своим повелителем, отве­чал ему как судье, просил его как отца, рассуждал с ним как с другом. В ту ночь и в том лесу друзья его, поскольку бодрствовали и слушали, наблюдали то, что он делал; и так видели они и слышали его плачу­щим, благоговейно молящим о божественной милости для грешни­ков, еще им было видно, как бы телесно и слышно как бы тихо причи­тание страстей Господних; в туже самую ночь его видели молящимся с крестом в руке, простирающимся на великое пространство, возвы­шающегося над землей прямо до некоего сияющего облака. И таким образом в этих святых занятиях вся та ночь прошла без сна. И затем, утром, когда товарищи убедились, что от усталости и бессонной ночи святой Франциск был слишком слаб телом и плохо мог передвигать­ся, и так отправились к одному бедному крестьянину и попросили у него ради Христа осла ненадолго для брата Франциска, их отца, како­вой не мог идти. Услышав, тот припомнил брата Франциска и так им говорит: «Так вы будете братья того Франциска из Ассизи, о котором рассказывают столько хорошего?». Братья ответили, что да; и что для него они просят вьючное животное. Тогда этот добрый человек в ве­ликом благоговении и торжественности приготовил осла и ведет к святому Франциску и с великим почтением помогает ему сесть, и они отправляются, сам он — сзади осла. И как только отошли они на неко­торое расстояние, крестьянин спрашивает святого Франциска: «Ска­жи мне, ты ли брат Франциск из Ассизи?». Святой Франциск отвеча­ет, что да. «Теперь, — говорит крестьянин, — ты значит стараешься быть таким хорошим, каким тебя знают все люди потому, что великую веру имеют в тебя люди, потому я предупреждаю тебя, чтобы у тебя не было ничего другого, кроме того, на что люди надеются». Святой Франциск, услышав эти слова, не рассердился на то, что его поучает какой-то мужик, даже в мыслях не держит, что это еще за невежда, что его поучает, как сделали бы сегодня многие гордецы, какие носят ка­пюшоны, но с радостью бросился с осла на землю и становится перед тем на колени и целует ему ноги и так благодарит его смиренно за то, что удостоил его так милостиво предупредить. Тогда крестьянин вме­сте с товарищами святого Франциска в великом благоговении подня­ли с земли, посадили на осла и двинулись дальше. Как только были они на полпути к горе, поскольку было очень уж жарко, а подъем был трудным, у этого крестьянина случилась сильная жажда, так что на­чал он кричать сзади святого Франциска: «Горе мне! Я умираю от жа­жды! Если я не выпью чего-нибудь, я сейчас задохнусь!». По каковой причине святой Франциск слезает с осла и спешит молиться, и так стоит на коленях с распростертыми к небу руками, будто знает, что че­рез откровение Господь его слышит. Ну, и говорит крестьянину: «Беги, иди вон к тому камню, и там найдешь воду, какой Христос в этот час, по милости своей, позволяет течь из камня». Тот бежит к мес­ту, которое святой Франциск ему указал, и находит чистейший источ­ник, какой по силе молитвы святого Франциска сотворен под тяже­лейшим булыжником; и вот тот напился и был доволен. И оказывает­ся, что тот источник был сотворен Богом чудесным образом, потому что ни до, ни после в этом месте никто не видел никогда источника воды, да и не было в этих местах никакой воды на большом расстоя­нии. Совершив это, святой Франциск вместе с товарищами и крестья­нином, поблагодарили Господа за явленное чудо и затем пошли даль­ше. И когда приблизились они к скалистой подошве самой горы Верния, захотелось святому Франциску отдохнуть немного под дубом, какой был тут на пути и посейчас еще там. И, находясь под ним, начал святой Франциск обозревать места и дали, и вот слетелось вдруг ог­ромное число различных птиц, каковые своим пением и хлопанием крыльев устроили великий праздник и великую радость, и кружи­лись вокруг святого Франциска, так, что некоторые из них пролетали над его головой, другие над плечами, некоторые над поясом, некото­рые над его коленями, а некоторые же у его ног. Видя это, товарищи его и крестьянин были поражены в самое сердце; святой Франциск, возвеселившись духом своим, так им говорит: «Я верю, любимейшие братья мои, что Господу нашему Иисусу Христу нравится, что мы уст­раиваемся на этой уединенной горе, потому что такую радость он по­казывает нам сейчас через наших сестер и братьев птиц». И, сказав это, он поднялся и они двинулись, и наконец достигли места, какое из­брали их товарищи. Во славу Божью. Аминь. И это то, что содержится в первой части, как святой Франциск достиг горы Верния.

Журнал «Начало» №3-4 1996г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.