Смоленской духовной семинарии 270 лет

В октябре одной из старейших духовных школ России, Смоленской семинарии, исполнилось 270 лет со дня основания и 10 — с момента возобновления деятельности. По приглашению ректора мне выпала честь присутствовать вместе с прот. Георгием Митрофановым, прот. Александром Ранне и А.А. Бовкало на праздничных мероприятиях. Знакомство с Духовной семинарией сразу же производит благоприятное впечатление, не только воздвигнутым из руин и хорошо отремонтированным зданием храма Покрова Пресвятой Богородицы и учебного корпуса, благообразными лицами учащихся и радушным приемом. Удивляет, насколько внимательно относятся в семинарии к обучению будущих священнослужителей. В своем выступлении на актовом дне постоянный член Священного Синода митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выразил особое беспокойство той поспешностью, с которой сегодня в ряде епархий рукополагаются священники, не прошедшие должного курса богословского образования. Но что касается Смоленска, то забота правящего архиерея об учебном заведении сразу чувствуется во всем.

Удивительно, но не в Москве или Санкт-Петербурге, а именно здесь можно встретить известных богословов из западной Европы, ведущих занятия с учащимися или выступающих с докладами на научных конференциях. Я смог лично познакомиться с известным историком Русской Церкви Д. Поспеловским, профессором Фельме из Мюнхена, русским эмигрантом, также проживающим ныне в Германии, доктором философии Р. Рейдлихом, еще несколькими искренне озабоченными стремлением оказать нашей стране помощь в деле христианского просвещения людьми. Приглашение специалистов по критерию их научного уровня не столь частое в наше время явление, когда далеко не каждое ответственное лицо рискнет не считаться с предрассудками околоцерковной толпы и с необходимостью тратить дополнительные средства. Но ведь именно развитие богословского образования способно существенно сдвинуть решение многих проблем нашей церковной жизни. Прекрасно понимает это и демонстрирует опыт решения подобных задач ректор Семинарии протоиерей Виктор Савик. Деятельность его универсальна – от пастырского служения и преподавания до административных и хозяйственных сфер, общения с городским начальством. Многим клирикам сегодня приходится быть в подобном положении, но всё-таки во внимании отца Виктора к учебному процессу, протекающему в органическом единстве с духовной жизнью, есть нечто особенное. Наверное, это ощущение перспективы, цели, далеко выходящей за пределы наличного состояния, понимание и умение привлечь к себе людей самых разных – от местного предпринимателя, впервые узнавшего о том, что у него есть душа, до известного ученого из далекой Канады. Путь к последнему может оказаться короче, ведь он знает и о душе, и о великой двухтысячелетней истории Церкви… Нынешнее сознание увлекается мифами. Один из них — что наше возрождение начнется с провинции, там проще и размереннее жизнь, много хороших людей, не стесненных суетой и вечной гонкой больших городов. Но не будем забывать, что всякое наше возрождение немыслимо вне Церкви. Великое дело совершают ее благотворители, в городах больших и малых, везде и всюду. Низкий им поклон. Однако массовый житель провинциального города оказывается к Церкви не более чуток, нежели столичный, скорее даже наоборот. Простой хороший, но не церковный человек ничего против нее, как правило, не имеет, а после прекращения гонений часто ей симпатизирует. Хозяйственные батюшки вызывают у него уважение, и он по обычаю готов помочь им. Нет-нет — да ссудит тот, кто побогаче, железа на кровлю или кирпича на кладку. Можно ждать снисхождения и от чиновника, готового «подмахнуть бумагу», что-то где-то списать, что-то разрешить, ведь всё-таки Церковь – «наша история», да и нравственному воспитанию она помогает, молодежью ведь нынче никто не занимается, пусть хоть так. Но вся эта, порой и очень важная, помощь – может быть сотая, тысячная доля того, что имело бы место, решись наш народ на покаяние, войди в храм не «свечку поставить», а на молитву Богу. Простой и хороший человек по-прежнему не знает Церкви и не стремится узнать. Там для него нечто странное и непонятное, «сверхчеловеческое» происходит, а он хочет того же простого и хорошего, и что немаловажно – понятного. «Мир народу, земля крестьянам», — это понятно, «чтобы елось и пилось» – тоже. Понятно, что надо учить физику и географию, мечтать о дальних континентах и межпланетных путешествиях, испытывать характер («парня в горы тяни, рискни»), что надо быть верным девчонке или парню, вести здоровый образ жизни, знать свой знак зодиака (очень уж все сходится) и т.п. — всё это хорошему человеку близко и ясно. А там? «Любить врагов»? Что-то уж слишком, ведь хороший человек знает, что «добро должно быть с кулаками». Каяться в грехах? Опять странно. Признавать ошибки – да, но не более. Назвать себя рабом? Что-то уж совсем слишком. И у хорошего человека где-то в глубине, в подсознании, хотя он говорит о том, что «церковь – наша история», хранительница идеалов и т.д., всё же томится сомнение, а не «дурят» ли его церковники. При определенном условии сомнение может прорваться наружу, и тогда уважаемые «батюшки» становятся в глазах простого и хорошего, но не церковного человека «попами на мерседесах». Ведь внутреннего препятствия для такой эволюции мировоззрения у него нет. И хороший человек идет за теми, кто всё просто объясняет: «мир народам, земля крестьянам…» Как отмечал архиепископ Иоанн (Шаховской), «логика одних житейских нравственных критериев слишком несовершенна. Человек должен войти в метафизический круг истины».

Это отступление от темы юбилея потребовалось затем, чтобы ясно стало, сколь не проста ситуация, как трудно сегодня строителю нашей церковной жизни, «виновнику торжества» делать свое дело — среди действительно хороших и простых людей, ему сочувствующих. И время наше запомнится этим подвигом христианина, совершаемого им каждодневно и незаметно, как христианину и подобает.

Смоленская духовная семинария находится у древней городской стены Смоленска, отгородившись, как и стоящий вдалеке на высоком зеленом холме Успенский собор, от искореженного сталинско–хрущевско–брежневской застройкой города. Стена и боевые ее башни производят особое впечатление. Они выдвинуты в открытый простор, навстречу неведомому врагу. Грандиозны стены и ветхого и нового Рима, но именно здесь, в Смоленске, почему-то возникает ощущение открытости неизвестному, готовности принять удар невесть кого, кто еще никогда не появлялся на ближайших холмах. И эти высокие и мощные, как бы делающие из стены шаг вперед башни становятся едва ли не символами духовной брани и неприступности Истины.

Теперь под ними, освящая их, углубляя их смысл, плывет колокольный звон со звонницы храма Смоленской духовной семинарии во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Десять лет назад здесь была тишина и запустенье. Теперь время вновь двинулось вперед. Храни Вас Бог, отец ректор. Помолитесь о нас.

Журнал «Начало» №6, 1998 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.